+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Внешний и внутренний аудит стандарты и цели

Содержание

Задачи, цели, субъекты внешнего аудита, преимущества и недостатки привлечения сторонних аудиторов

Внешний и внутренний аудит  стандарты и цели

Внешним аудитом называются мероприятия, осуществляемые на договорной основе, с целью изучить бухучет, отчетную документацию и финансовое состояние предприятия. Исследование и анализ проводят экономически, организационно и юридически независимые специалисты, никак не связанные с заказчиками.

За результаты они отвечают перед законом и профессиональным сообществом. Заказчики получают объективное мнение о несоответствиях и недоработках, профессиональные консультации по улучшению показателей.

Общие сведения

Изначально аудитом называлась независимая экспертиза отчетности с целью сформировать мнение о достоверности. На сегодняшний день внешние аудиторы расширили спектр услуг.

Проверяется бухгалтерская, платежная и расчетная документация, достоверность налоговых деклараций, оцениваются активы и пассивы, проводится анализ хозяйственной деятельности, предоставляются консультации.

Внешний и внутренний аудит в сравнении

Понятие и суть

  • Внутренний аудит – это часть системы контроля предприятий, имеющих большое количество филиалов и подразделений. Аудиторская служба создается, чтобы помочь руководителям в управлении за счет правильной оценки активов, эффективности финансовых вложений, деятельности маркетинговой системы и других подразделений. Внутренние инспекции проводятся по приказу руководства, проверяющие могут быть недостаточно независимые, так как являются штатными сотрудниками.
  • Внешний аудит более полный и компетентный, так как проводится лицензированными специалистами широкого профиля. Частоту контроля определяет законодательство и руководство. В первом случае аудит называется обязательным, во втором – инициативным. Заказчиками могут быть органы государственной власти, акционеры, банки, инвесторы. Заключение не только выражает мнение о состоянии учета, но и содержит рекомендации, позволяющие улучшить финансово-хозяйственную деятельность.

В этом различия между внешним и внутренним аудитом.

Виды и направления

Внешний аудит классифицируется по различным признакам. По периодичности он может быть первичный и повторяющийся. Первый вариант более трудоемкий и затратный по времени и средствам. Повторяющиеся ревизии более простые за счет знания слабых и сильных сторон предприятия (если аудитор не меняется).

По развитию

По развитию выделяются 3 вида аудита:

  • подтверждающий (всестороннее исследование с целью подтвердить достоверность учетных и отчетных данных);
  • ориентированный на риски (выборочная проверка «критических» точек, обладающих наиболее высокими показателями риска);
  • ориентированный на систему (изучение и анализ функциональности внутреннего контроля, учитывающий результаты работы штатных проверяющих).

По сфере

Исходя из сферы деятельности, аудиторская проверка может быть:

При общем анализе не обязательно проводится комплексная проверка. Аудитор может проверять:

По направлениям

По направлениям внешний контроль делится на:

  • горизонтальный (анализируется один процесс);
  • вертикальный (анализ взаимосвязанных процессов);
  • прямой (исследование одного процесса и его связей с параллельными и взаимосвязанными операциями);
  • обратный (начало – оценка работы, движение к началу с целью определить пропущенные операции).

Задачи

Задачи установлены Законом № 307-ФЗ:

  • оценить качество бухучета и внутреннего контроля;
  • установить правильность и законность выполненных операций;
  • проверить соблюдение требований законодательства в налогообложении;
  • подтвердить недостоверность/достоверность отчетности;
  • определить события в будущем, способные повлиять на деятельность;
  • найти резервы, позволяющие нарастить ресурсы.

Руководство предприятия может дополнить список в зависимости от потребностей. Можно заказать:

  • оптимизацию затрат;
  • анализ правильности начисления налогов;
  • правовой, налоговый, управленческий консалтинг;
  • постановку или автоматизацию бухучета;
  • составление отчетов;
  • оценку активов;
  • оценку рисков;
  • разработку бизнес-плана или инвестиционного проекта;
  • представительство в Налоговой инспекции или суде.

Цель и функции

Основные цели внешнего контроля:

  • определить точность, полноту и достоверность отражения данных в учете и отчетах;
  • оценить соблюдение норм законодательства в методологии ведения учета;
  • найти резервы, способные повысить эффективность деятельности.

Список может корректироваться в зависимости от поставленных заказчиком задач.

Субъекты

Законодательством субъектами определены аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, имеющие лицензию. На практике в процессе участвуют лица, которых проверяют, поэтому их тоже можно отнести к субъектам.

Субъектами государственного контроля служат:

  • Центральный банк;
  • государственные учреждения, корпорации и предприятия;
  • государственные органы и внебюджетные фонды;
  • общества, работающие с уставным капиталом государства.

Объекты

Объектами проверки могут стать ресурсы, функции и методы управления, результаты деятельности.

Изучается и анализируется:

  • учредительная документация;
  • процессы;
  • результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • материальные, нематериальные, финансовые, трудовые ресурсы;
  • средства и их источники;
  • функции, методы и формы управления;
  • основное и вспомогательное производство.

Плюсы и минусы внешнего аудита

К плюсам привлечение сторонних аналитиков можно отнести:

  • непредвзятость и объективность;
  • высокую эффективность;
  • высокую квалификацию;
  • возможность заранее точно определить расходы;
  • возможность использовать положительные результаты для поднятия имиджа предприятия.

Но есть и минусы:

  • отношение сотрудников проверяемой компании как к посторонним;
  • ограничение по времени;
  • невозможность использовать в отчете конфиденциальную информацию;
  • выборочность (невозможность провести полное исследование);
  • сравнительно высокая стоимость услуг.

Проведение ВА

Работа внешних аудиторов строго регламентирована. Чаще всего работает группа без участия руководства компании. Методы определяет аудиторская организация. Встречи и обсуждения происходят в присутствии всех членов группы

Методы

Основной принцип контроля – полнота информации. Если предприятие большое, требуются огромные временные и финансовые затраты для исследования всех подразделений. В подобных ситуациях применяется метод выборки – отбираются отдельные элементы, на результатах их анализа делаются выводы о предприятии в целом.

Специалистами выделено несколько подходов к выбору метода:

  • юридический (на основе законодательных актов);
  • бухгалтерский (проверка бухучета);
  • отраслевой (базируется на специфике деятельности);
  • специальный (исследование и анализ структуры капитала, налогового режима, методов управления, количества сотрудников).

Этапы

Чтобы работа была эффективной, а заключение корректным, требуется тщательное планирование.

Ступени

Поэтому аудит делится на несколько этапов:

  • предложение заказчика;
  • первичное знакомство с предприятием;
  • разработка плана и программы, согласование с заказчиком;
  • составление письма;
  • заключение договора;
  • сбор информации;
  • закрытие;
  • составление отчета.

План

В плане обязательно должны быть указаны:

  • объекты;
  • предмет исследований;
  • вопросы по каждому объекту;
  • источники данных;
  • сроки выполнения работ;
  • состав группы;
  • сроки подготовки программы.

Программа разрабатывается с целью развить план, поэтому содержит конкретный перечень работ и содержание процедур, которые необходимо провести.

В договоре обязательно указываются сроки проведения работ. Иногда проверка проводится поэтапно. Это значит, что оценивается деятельность в течение нескольких периодов.

Инструкция

Началом проверки считается собрание, на котором аудиторы рассказывают руководителям подразделений о целях контроля, отвечают на вопросы. Происходит обсуждение возможности бесед с работниками, обеспечение проверяющих транспортом и спецодеждой. цель мероприятия – установить контакт между руководством и проверяющими.

После собрания аудиторы приступает к работе в соответствии с планом. Проводятся беседы, проверяется документация и работа на местах, записываются результаты. Потом определяются несоответствия по категориям, выявляются нарушения, информируется руководство с целью корректировки действий. По результатам составляется экспертное заключение и отчет.

В отчете указываются:

  • выявленные нарушения (с указанием процесса или документа);
  • возможные санкции;
  • действия для устранения нарушений.

Заключение содержит данные о времени проведения проверки, составе проверенных документов, целях и методах проверки, использованных нормативах. Заключение подписывает руководитель предприятия и руководитель аудиторской группы.

Периодичность проведения

Классификация по периодичности делит внешние проверки на 2 вида: первоначальные и периодические. Первоначальный аудит – это первое общение заказчика и аудитора, требующая относительно больших финансовых и временных затрат.

Периодические ревизии проводятся при заключении договора на длительный срок. Начиная со второй сокращаются затраты, так как аудиторы знакомы с предприятием. Появляется возможность более глубокого изучения и анализа всех аспектов деятельности, предоставления консультаций по улучшению финансового состояния.

Стандарты

При проведении проверки учитываются требования целого ряда стандартов:

  • международных;
  • федеральных (ПСАД) – определены цели, задачи, этапы проведения проверок, методы;
  • способы решения спорных моментов. ;
  • национальных и международных организаций;
  • Минфина;
  • саморегулируемых аудиторских организаций;
  • организации, проводящей проверку.

Как провести внешний аудит системы продаж, смотрите в виео ниже:

Проблемы внешнего аудита

Аудит является достаточно сложной сферой деятельности. Правила и стандарты бухучета постоянно меняются, поэтому аудитор должен знать больше или хотя бы столько же, как сотрудники проверяемых компаний.

Проверяющие должны постоянно обучаться, в том числе и самостоятельно. Аудиторские компании России на данный момент уделяют недостаточно внимания не только обучению, но и анализу допущенных  при проверках ошибок.

С большим трудом достигается взаимопонимание между внутренней системой контроля и внешними аудиторами. Основная причина – несоответствие в статусе и уровне квалификации. Случается, что руководство отказывается предоставлять посторонним результаты работы штатных проверяющих.

Классификатор нарушений выявляемых в ходе

В России существует классификатор, разработанный только для нарушений, выявленных в ходе государственного аудита. Он позволяет группировать нарушения с целью однообразного отображения в отчетах при проведении внешнего государственного аудита.

Для аудиторских компаний, занимающихся проверками частных компаний, подобного документа нет. Требования и форме заключения определены в ст. 6 Закона № 307-ФЗ.

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/buhgalteriya/vneshnij-audit/zadachi-tseli-subekty.html

Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита. Стандарты аудиторской деятельности

Внешний и внутренний аудит  стандарты и цели

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита.

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности не применяется, если служба внутреннего аудита аудируемого лица оказывает помощь внешнему аудитору при выполнении процедур внешнего аудита.

Процедуры, предусмотренные в настоящем федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности, должны применяться к сфере внутреннего аудита в той части, кᴏᴛᴏᴩая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Внешний аудитор рассматривает деятельность службы внутреннего аудита и ее влияние на внешние аудиторские процедуры, если таковое существует.

3. Внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

4. В то время как внешний аудитор несет исключительную ответственность за выражение аудиторского мнения и за определение характера, временных рамок и объема внешних процедур аудита, некᴏᴛᴏᴩые результаты работы службы внутреннего аудита могут оказаться полезными для внешнего аудитора.

Объем и цели внутреннего аудита

5. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и ϶ᴛᴏму следует постоянно уделять ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке данных систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию); б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации ϶ᴛᴏй информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур); в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором

6. Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

7. Цели внутреннего аудита отличаются от целей внешнего аудитора, кᴏᴛᴏᴩый назначается для представления независимого аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Цели службы внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства.

В ϲʙᴏю очередь, основная цель внешнего аудитора – получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

8. Важно заметить, что однако, при всем этом некᴏᴛᴏᴩые средства достижения целей внешних и внутренних аудиторов аналогичны, и отдельные направления деятельности службы внутреннего аудита могут оказаться полезными при определении характера, временных рамок и объема процедур внешнего аудита.

9. Служба внутреннего аудита будет подразделением аудируемого лица.

Деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, кᴏᴛᴏᴩая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Внешний аудитор несет исключительную ответственность за выраженное аудиторское мнение, и эта ответственность не уменьшается при использовании результатов работы службы внутреннего аудита. Все суждения в отношении аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности выносятся внешним аудитором.

Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита

10. Внешний аудитор получает достаточное понимание деятельности службы внутреннего аудита для того, ɥᴛᴏбы установить и оценить риски существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработать и выполнить аудиторские процедуры.

11. При эффективном внутреннем аудите можно модифицировать характер и временные рамки, а также уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором, но нельзя полностью отменить их.

При этом в некᴏᴛᴏᴩых случаях, рассмотрев деятельность службы внутреннего аудита, внешний аудитор может принять решение о том, что внутренний аудит не окажет никакого влияния на процедуры внешнего аудита.

12. Внешний аудитор должен предварительно оценить, насколько эффективны функции службы внутреннего аудита, если он собирается в дальнейшем полагаться на их эффективность, что повлияет на аудиторский риск и его оценку.

13. Предварительная оценка эффективности функций внутреннего аудита, данная внешним аудитором, влияет на суждение внешнего аудитора относительно того, каким образом использование результатов деятельности службы внутреннего аудита может повлиять на оценку рисков и изменить характер, временные рамки и объем дальнейших процедур внешнего аудита.

14. При достижении понимания и осуществлении оценки эффективности функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:

а) организационный статус, то есть конкретный статус службы внутреннего аудита в структуре аудируемого лица и влияние ϶ᴛᴏго статуса на способность такой службы быть объективной (в идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством аудируемого лица и оϲʙᴏбождена от другой управленческой подотчетности; любые ограничения, налагаемые руководством на службу внутреннего аудита, должны быть тщательно изучены, в частности, внутренние аудиторы должны иметь возможность ϲʙᴏбодного общения с внешним аудитором); б) объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита (внешний аудитор также определяет, следует ли руководство аудируемого лица рекомендациям службы внутреннего аудита и как ϶ᴛᴏ подтверждается); в) профессиональная компетентность (выполняется ли внутренний аудит лицами, имеющими адекватные профессиональные навыки и опыт, достаточные для работы в качестве внутренних аудиторов, например, внешний аудитор может проанализировать принципы и конкретные процедуры найма и обучения внутренних аудиторов, их опыт и профессиональный уровень);

г) должная профессиональная добросовестность (надлежащим ли образом внутренний аудит планируется, контролируется и оформляется документально, то есть должно быть рассмотрено наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов).

Сроки взаимодействия и координации

15. При планировании использования работы службы внутреннего аудита внешний аудитор рассматривает предварительный план внутреннего аудита на данный период и обсуждает его со службой внутреннего аудита на самом раннем этапе.

В случае если работа службы внутреннего аудита будет одним из факторов при определении характера, временных рамок и объема процедур внешнего аудита, то желательно предварительно согласовать сроки ϶ᴛᴏй работы, объем аудиторского взаимодействия, уровень существенности и предлагаемые методы отбора проверяемой совокупности, документальное оформление выполненной работы, а также процедуры обзорной проверки и формы отчетности.

16. Взаимодействие со службой внутреннего аудита будет более действенным, если встречи происходят через определенные интервалы времени в течение всего периода проведения внешнего аудита.

Внешний аудитор должен быть информирован о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих внутренних аудиторских отчетах (заключениях) и получить доступ к ним, а также должен быть информирован обо всех важных аспектах, о кᴏᴛᴏᴩых стало известно внутреннему аудитору и кᴏᴛᴏᴩые могут повлиять на работу внешнего аудитора.

Подобным образом внешний аудитор обычно информирует внутреннего аудитора о любых важных вопросах, кᴏᴛᴏᴩые могут повлиять на работу внутреннего аудитора.

Оценка эффективности внутреннего аудита

17. При использовании конкретной работы службы внутреннего аудита внешний аудитор оценивает и реализует тестирование эффективности ϶ᴛᴏй работы для подтверждения ее адекватности целям внешнего аудитора.

18. Оценка конкретной работы службы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка эффективности функций службы внутреннего аудита, основываясь на следующих вопросах:

а) выполняется ли работа лицами, имеющими ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее образование и опыт работы в качестве внутренних аудиторов, надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется работа ассистентов внутреннего аудитора; б) получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы; в) будут ли сделанные выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

г) ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите.

19.

Характер, временные рамки и объем выполняемых аудиторских процедур в отношении конкретной работы службы внутреннего аудита зависят от суждения внешнего аудитора о риске существования неправильного или ложного заявления относительно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей области аудита, от оценки внутреннего аудита и оценки конкретной работы службы внутреннего аудита. Нужно помнить, такие аудиторские процедуры могут включать исследование уже проверенных при внутреннем аудите областей, исследование других подобных областей и наблюдение за выполнением процедур внутреннего аудита.

20. Внешний аудитор документирует ϲʙᴏи выводы относительно конкретной работы службы внутреннего аудита, кᴏᴛᴏᴩая была им оценена и в отношении кᴏᴛᴏᴩой им были выполнены аудиторские процедуры.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3546/139168/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%20(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82)%20%E2%84%96%2029.%20%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0.html

Что такое внутренний аудит?

Внешний и внутренний аудит  стандарты и цели

Сегодня понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников. К тому же и на рынке труда постоянно растет спрос на специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и имеют международный диплом.

Задачи внутреннего аудита на предприятии

Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита – оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.

Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.

Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

Необходимость внедрения внутреннего аудита

В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом.

Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направления, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров.

В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел — внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.

На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Согласно статье 19, с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности.

Чек лист для внутреннего аудита

Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры.

Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами.

Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.

Что надо знать о чек-листе

Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.

На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.

С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:

  • правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
  • осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
  • гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
  • является одним из средств памяти;
  • упрощает проведение аудита;
  • с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.

Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».

С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться здесь.

Внутренний аудит СМК

СМК — система менеджмента качества — одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.

Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:

  • требования качества (руководство по качеству);
  • цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
  • необходимые документированные процессы;
  • регламенты процедур, рабочие инструкции;
  • записи по качеству.

Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством.

Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии.

Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.

Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны.

Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента».

Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.

Приказ о проведении внутреннего аудита

Приказ о проведении внутреннего аудита — внутренний документ, который составляется руководителем компании и устанавливает:

  • даты проведения аудита;
  • группы внутренних аудиторов и специалистов, ответственных за его проведение;
  • предоставление условий для проведения внутреннего аудита;
  • контроль за проведение аудиторской проверки.

Как стать специалистом в области внутреннего аудита

С каждым днем спрос на специалистов, которые способны проводить внутренний контроль предприятия, растет. Но повышаются и требования к ним.

Они должны обладать знаниями в финансовой сфере, разбираться во внутреннем контроле и корпоративном управлении, знать национальные и международные стандарты внутреннего аудита, а также понимать специфику деятельности, которую необходимо анализировать.

На помощь, всегда загруженным финансовым специалистам, приходит обучение через Интернет.

Онлайн курсы позволяют обучаться без отрыва от основной деятельности, дома или на работе в удобных комфортных привычных условиях.

Качество дистанционного обучения, не уступает, а зачастую и превышает очные аналоги, за счет привлечения высококлассных преподавателей, модульной системы курса, онлайн тестов и многого другого.

Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту

Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.

Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит — это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.

«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) — самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА, СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.

«Внутренний аудит» от IPFM — залог успешного развития карьеры финансового специалиста.

Освоение внутреннего аудита сегодня обусловлено нормативными требованиями законодательства. Те, кто сегодня приобретают необходимые знания, уже завтра могут войти в состав отдела по внутреннему аудиту или возглавить его.

Источник: https://finacademy.net/materials/article/vnutrenniu-aydit-novue-perspektivu

Оценка системы внутреннего/внешнего контроля – аудита=

Внешний и внутренний аудит  стандарты и цели

Под словом «аудит» понимают независимую проверку или анализ определенной деятельности. В большинстве случаев термин используется по отношению к бухгалтерской деятельности организаций.
Различают внешний и внутренний аудит в зависимости от того, проводится ли проверка сторонней компанией или сотрудниками организации.

Внешний аудит

Проведением внешнего аудита вправе заниматься частные лица или компании, которые не осуществляют никакой иной предпринимательской деятельности и не связаны каким-либо образом, в том числе родственным, с сотрудниками проверяемой фирмы.

Внешний аудит может быть инициативным и обязательным.

Первый проводится по желанию проверяемой организации с целью анализа имеющихся подотчетных данных и соответствии им материальных активов.

Инициативный аудит имеет место в следующих ситуациях:

  1. Смена руководства фирмы или филиала.
  2. Покупка или продажа предприятия.
  3. Грядущая проверка налоговыми или иными органами.
  4. Желание руководства произвести анализ деятельности бухгалтерского отдела, сомнение в достоверности представляемой им информации.

Как оформляются в бухгалтерии пенсии работающим пенсионерам?
Составление договора о материальной ответственности работодателя/работника.

Обязательный аудит проводится один раз в год. Ему подвержены следующие виды хозяйствующих субъектов:

  • ОАО.
  • Организация, имеющая права продажи своих акций на рынке ценных бумаг.
  • Организация, деятельность которой связана с кредитованием.
  • Организация, являющаяся государственным или негосударственным фондом.
  • Организация, оборот которой за год превышает 400 млн рублей.
  • Организация, активы которой по остатку за прошедший год превышают 60 млн рублей.
  • Организация, публикующая сводную отчетность, за исключением органов власти, муниципальных и государственных предприятий.

Внутренний аудит

Данная разновидность проверки может быть охарактеризована следующим образом:

Проводится сотрудниками фирмы, что не исключает привлечение сторонних лиц или организаций.

Отличается от внешнего аудита функционально, однако результаты могут быть использованы при проведении последнего.

Служит для контроля руководства фирмы над работой организации в целом, бухгалтерской деятельностью, анализа использования материальных активов отдельными филиалами и подразделениями.

Выполняется в интересах фирмы и проводится с определенной периодичностью.

По результатам аудита производится:

  • анализ информации о хозяйственной деятельности организации;
  • оценка ее адекватности и достоверности;
  • выявление соответствия бухгалтерской и иной отчетности правовым нормам и действующему законодательству;
  • оценка эффективности работы фирмы;
  • состояние активов фирмы.

Внутренний аудит направлен на снижения рисков мошенничества, иной противозаконной деятельности, халатности в бухгалтерии

Стандарты аудита

Аудит проводится исходя из определенных правил (стандартов). Их количество на данный момент равняется 29.

Действующие стандарты строятся на базе Международных (ISO или МСА) и Федеральных (обозначаются аббревиатурой ПСАД). Стандарты включают в себя:

  • детальное описание проведения проверки,
  • цели, задачи и способы интерпретации полученных данных,
  • рекомендации по действиям в сложных неоднозначных ситуациях.

Международные стандарты основываются на всеобщем менеджменте качества и приняты более чем в 190 странах. Они базируются на Британских стандартах, которые известны мировой общественности с 1901 года.

Стандарты направлены на достижение организацией устойчивого результата, постоянное улучшение качества. В России применяются с 2000 года.

Соответствие продукции фирмы ISO требуется при работе в определенных секторах рынка и с некоторыми заказчиками

В соответствие со стандартом 9000:2008 может быть проведена сертификация предприятия.

Его основной идеей является необходимость работоспособности выбранных организацией систем управления, определения потребности потребителей и контроля качества продукции.

Собственно действующих Федеральных стандартов на данный момент 8.

В них ведется речь об

  • особенностях аудита в ряде ситуаций,
  • обязанностях контролирующих работников,
  • о правилах проведения внешнего аудита.

Составлены ПСАД были в 2010-2011 годах как дополнение к уже использующимся Международным стандартам.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://buhguru.com/buhgalteria/vneshnijj-i-vnutrennijj-audit-standarty.html

Правило (стандарт) № 29 (ФПСАД № 29) «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

Внешний и внутренний аудит  стандарты и цели

Правило (стандарт) № 29

«Рассмотрение работы внутреннего аудита»

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита.

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности не применяется, если служба внутреннего аудита аудируемого лица оказывает помощь внешнему аудитору при выполнении процедур внешнего аудита.

Процедуры, предусмотренные в настоящем федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности, должны применяться к сфере внутреннего аудита в той части, которая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Внешний аудитор рассматривает деятельность службы внутреннего аудита и ее влияние на внешние аудиторские процедуры, если таковое существует.

3. Внутренний аудит — контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

4. В то время как внешний аудитор несет исключительную ответственность за выражение аудиторского мнения и за определение характера, временных рамок и объема внешних процедур аудита, некоторые результаты работы службы внутреннего аудита могут оказаться полезными для внешнего аудитора.

Объем и цели внутреннего аудита

5. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором

6. Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

7. Цели внутреннего аудита отличаются от целей внешнего аудитора, который назначается для представления независимого аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Цели службы внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства.

В свою очередь, основная цель внешнего аудитора — получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

8. Тем не менее некоторые средства достижения целей внешних и внутренних аудиторов аналогичны, и отдельные направления деятельности службы внутреннего аудита могут оказаться полезными при определении характера, временных рамок и объема процедур внешнего аудита.

9. Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого лица.

Деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Внешний аудитор несет исключительную ответственность за выраженное аудиторское мнение, и эта ответственность не уменьшается при использовании результатов работы службы внутреннего аудита. Все суждения в отношении аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности выносятся внешним аудитором.

Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита

10. Внешний аудитор получает достаточное понимание деятельности службы внутреннего аудита для того, чтобы установить и оценить риски существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработать и выполнить аудиторские процедуры.

11. При эффективном внутреннем аудите можно модифицировать характер и временные рамки, а также уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором, но нельзя полностью отменить их.

Однако в некоторых случаях, рассмотрев деятельность службы внутреннего аудита, внешний аудитор может принять решение о том, что внутренний аудит не окажет никакого влияния на процедуры внешнего аудита.

12. Внешний аудитор должен предварительно оценить, насколько эффективны функции службы внутреннего аудита, если он собирается в дальнейшем полагаться на их эффективность, что повлияет на аудиторский риск и его оценку.

13. Предварительная оценка эффективности функций внутреннего аудита, данная внешним аудитором, влияет на суждение внешнего аудитора относительно того, каким образом использование результатов деятельности службы внутреннего аудита может повлиять на оценку рисков и изменить характер, временные рамки и объем дальнейших процедур внешнего аудита.

14. При достижении понимания и осуществлении оценки эффективности функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:

а) организационный статус, то есть конкретный статус службы внутреннего аудита в структуре аудируемого лица и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной (в идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством аудируемого лица и освобождена от другой управленческой подотчетности; любые ограничения, налагаемые руководством на службу внутреннего аудита, должны быть тщательно изучены, в частности, внутренние аудиторы должны иметь возможность свободного общения с внешним аудитором);

б) объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита (внешний аудитор также определяет, следует ли руководство аудируемого лица рекомендациям службы внутреннего аудита и как это подтверждается);

в) профессиональная компетентность (выполняется ли внутренний аудит лицами, имеющими адекватные профессиональные навыки и опыт, достаточные для работы в качестве внутренних аудиторов, например, внешний аудитор может проанализировать принципы и конкретные процедуры найма и обучения внутренних аудиторов, их опыт и профессиональный уровень);

г) должная профессиональная добросовестность (надлежащим ли образом внутренний аудит планируется, контролируется и оформляется документально, то есть должно быть рассмотрено наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов).

Сроки взаимодействия и координации

15. При планировании использования работы службы внутреннего аудита внешний аудитор рассматривает предварительный план внутреннего аудита на данный период и обсуждает его со службой внутреннего аудита на самом раннем этапе.

Если работа службы внутреннего аудита является одним из факторов при определении характера, временных рамок и объема процедур внешнего аудита, то желательно предварительно согласовать сроки этой работы, объем аудиторского взаимодействия, уровень существенности и предлагаемые методы отбора проверяемой совокупности, документальное оформление выполненной работы, а также процедуры обзорной проверки и формы отчетности.

16. Взаимодействие со службой внутреннего аудита является более действенным, если встречи происходят через определенные интервалы времени в течение всего периода проведения внешнего аудита.

Внешний аудитор должен быть информирован о соответствующих внутренних аудиторских отчетах (заключениях) и получить доступ к ним, а также должен быть информирован обо всех важных аспектах, о которых стало известно внутреннему аудитору и которые могут повлиять на работу внешнего аудитора.

Подобным образом внешний аудитор обычно информирует внутреннего аудитора о любых важных вопросах, которые могут повлиять на работу внутреннего аудитора.

Оценка эффективности внутреннего аудита

17. При использовании конкретной работы службы внутреннего аудита внешний аудитор оценивает и выполняет тестирование эффективности этой работы для подтверждения ее адекватности целям внешнего аудитора.

18. Оценка конкретной работы службы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка эффективности функций службы внутреннего аудита, основываясь на следующих вопросах:

а) выполняется ли работа лицами, имеющими соответствующее образование и опыт работы в качестве внутренних аудиторов, надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется работа ассистентов внутреннего аудитора;

б) получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы;

в) являются ли сделанные выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

г) соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите.

19.

Характер, временные рамки и объем выполняемых аудиторских процедур в отношении конкретной работы службы внутреннего аудита зависят от суждения внешнего аудитора о риске существования неправильного или ложного заявления относительно соответствующей области аудита, от оценки внутреннего аудита и оценки конкретной работы службы внутреннего аудита. Такие аудиторские процедуры могут включать исследование уже проверенных при внутреннем аудите областей, исследование других подобных областей и наблюдение за выполнением процедур внутреннего аудита.

20. Внешний аудитор документирует свои выводы относительно конкретной работы службы внутреннего аудита, которая была им оценена и в отношении которой им были выполнены аудиторские процедуры.

Источник: https://4auditors.ru/pravilo-standart-29/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.