+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Страховые взносы: контроль и анализ рисков с 2017 года

Содержание

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году

Страховые взносы: контроль и анализ рисков с 2017 года

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС.

Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Итоги 2017 года на страховом рынке: хуже ожиданий

Страховые взносы: контроль и анализ рисков с 2017 года

Non-life-страхование по итогам 2017 года потеряло более 17 млрд рублей премии, падение взносов произошло в трех из пяти крупнейших его сегментов. Оказывать давление на рынок в 2018 году будут стагнация в ОСАГО и сохраняющаяся тенденция к сокращению премий по страхованию автокаско.

Поддержат рынок non-life стабильно высокие темпы прироста взносов по страхованию имущества граждан, ожидаемое ускорение роста сегмента ДМС и восстановление рынка страхования имущества юридических лиц.

В то же время без учета страхования жизни в 2018 году рынок non-life вырастет не более, чем на 3–4%, до уровня 980 млрд рублей. Сегмент страхования жизни продемонстрирует наибольшие темпы прироста взносов – около 30%, достигнув объема 430 млрд рублей.

По прогнозу RAEX (Эксперт РА), страховой рынок в 2018 году с учетом страхования жизни (non-life + life) вырастет на 10–11%, до 1,4 трлн рублей.

По итогам 2017 года рынок non-life сократился на 1,8%.

В абсолютном выражении страховой рынок (non-life + life) прибавил 98 млрд рублей, при этом почти 116 млрд рублей данного прироста было обеспечено сегментом страхования жизни.

Таким образом, non-life-страхование потеряло более 17 млрд рублей премии. По итогам 2017 года по сравнению с 2016-м темпы прироста страхового рынка (non-life + life) составили 8,3%, совокупный его объем достиг 1 279 млрд рублей.

Сокращение премий произошло в трех из пяти крупнейших nonlife-сегментов.

Наибольшее падение взносов в 2017 году наблюдалось в ОСАГО (-5,2%, или -12,3 млрд рублей в абсолютном выражении), страховании автокаско (-4,8%, или -8,2 млрд рублей) из-за снижения стоимости полисов с франшизой и усеченными программами, страховании прочего имущества юридических лиц (-10,7%, или -11,5 млрд рублей) из-за коррекции после бурного роста 2016- го.

Кроме того, отмечается значительное сокращение премий по сельскохозяйственному страхованию (-60,1%, или 5,9 млрд рублей) в результате уменьшения объемов господдержки.

Наиболее позитивную динамику среди non-life-сегментов показали страхование от несчастных случаев и болезней (+12,3%, или +13,3 млрд рублей в абсолютном выражении), страхование прочего имущества граждан (+11,6%, или +6,0 млрд рублей) и страхование финансовых рисков (+25%, или +5,3 млрд рублей) вследствие оживления на рынке потребительского кредитования и туристического потока, а также продвижения банками коробочных продуктов.

Единственным драйвером всего страхового рынка остается страхование жизни, а именно его отдельный сегмент – инвестиционное страхование жизни. Это привело к перестановкам среди лидеров страхового рынка.

Так, по итогам 2017 года компания по страхованию жизни заняла 2-ю строчку, поднявшись с 5-го места в 2016-м. В топ-10 теперь вошли три страховщика жизни против двух годом ранее.

И хотя число компаний по страхованию жизни в двадцатке крупнейших страховых игроков по взносам за 2017-й выросло незначительно (восемь вместо семи за 2016-й), в списке топ-20 рынка оказались только те из них, кто активно продвигал ИСЖ в закончившемся году.

Перестановок в топ-5 по взносам по страхованию жизни в 2017 году по сравнению с 2016-м не наблюдается в связи с тем, что все лидеры сегмента демонстрируют стабильно высокие темпы прироста премий.

По прогнозу RAEX (Эксперт РА), страховой рынок в 2018 году с учетом страхования жизни (non-life + life) вырастет на 10–11%. Его объем преодолеет отметку в 1,4 трлн рублей. Сегмент страхования жизни покажет наибольшие темпы прироста взносов, около 30%, достигнув объема 430 млрд рублей.

Высокие темпы прироста взносов по страхованию жизни будут поддержаны интенсивными продажами инвестиционного страхования жизни кредитными организациями. Снижение ставок по депозитам будет дополнительно способствовать распространению ИСЖ. В то же время не исключены изменения в регулировании этого сегмента, что может существенно изменить его динамику.

Накопительное страхование жизни и кредитное страхование жизни будут расти сравнительно более низкими темпами (+15 и +8–10% соответственно).

Без учета рынка страхования жизни в 2018 году ввиду отсутствия иных драйверов рынок non-life покажет рост не более, чем на 3–4%, до уровня 980 млрд рублей.

В страховании автокаско продолжится сокращение премий (-2–-4%) в результате снижения средней стоимости полиса за счет франшиз и тарифных опций, а также отсутствия роста реальных доходов населения. Из-за отсутствия повышения тарифов в ОСАГО будет наблюдаться стагнация.

Падение ставок по кредитам и оживление туристического потока окажут поддержку страхованию от несчастных случаев и болезней (темпы прироста премий составят 7–8%).

Добровольное медицинское страхование в 2018-м вырастет на 10–12% за счет развития коробочных продуктов, распространения программ страхования от критических заболеваний, а также ежегодной инфляции стоимости услуг лечебных учреждений; страхование прочего имущества граждан (+12–14%) – благодаря коробочным продуктам и программам страхования жилья. По страхованию прочего имущества юридических лиц ожидается восстановление рынка (+10–12%) после падения в 2017 году.

Методология

В основе оценки детальной структуры и динамики российского страхового рынка лежит официальная статистика Банка России за период 2008–2017 годов. Прогнозы даны в номинальном выражении без учета инфляции.

Графики и таблицы

Таблица 1. Прогноз динамики страхового рынка и отдельных его сегментов

Наименование сегментаВзносы, 2016 г., млрд руб.Взносы, 2017 г., млрд руб.Темпы прироста взносов, 2017 г. / 2016 г., %Взносы, 2018 г., млрд руб. (прогноз)Темпы прироста взносов, 2018 г. / 2017 г., % (прогноз)Факторы, влияющие на динамику
Страхование жизни21633253,743030Интенсивные продажи ИСЖ кредитными организациями; снижение ставок по депозитам.
ОСАГО234222-5,22220Стагнация из-за отсутствия повышения тарифов.
Страхование автокаско171162-4,8158-2–-4Положительное влияние: повышение доступности страхования автокаско в результате внедрения франшиз и применения дополнительных тарифных опций; постепенное восстановление объемов продаж новых автомобилей и оживление на рынке потребительского кредитования. Негативное влияние: снижение средней стоимости полиса за счет франшиз и тарифных опций; отсутствие роста реальных доходов населения.
Добровольное медицинское страхование1381401,615510–12Драйверы роста: распространение программ страхования от критических заболеваний; инфляции стоимости услуг лечебных учреждений.
Страхование от несчастных случаев и болезней10812112,31307–8Положительное влияние: падение ставок по кредитам; оживление туристического потока. Негативное влияние: отсутствие роста реальных доходов населения.
Страхование прочего имущества юридических лиц10796-10,710510–12Восстановление рынка после падения в 2017 году.
Страхование прочего имущества граждан515711,66512–14Драйвер роста: коробочные продукты, программы страхования жилья.
Страховой рынок (non-life + life)1 1811 2798,31 41010–11
Non-life-страхование965947-1,89803–4

Источник: RAEX (Эксперт РА)

1ОСАГО
2Страхование прочего имущества юридических лиц
3Иные виды страхования
4Страхование автокаско
5Страхование финансовых рисков
6Страхование прочего имущества граждан
7Страхование от несчастных случаев и болезней
Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным Банка России

Таблица 2. Изменения в пятерке лидеров рынка по взносам в отдельных сегментах страхового рынка

Место в рэнкингеТоп-5 лидеров рынка, 2017 г.Топ-5 лидеров рынка, 2016 г.
1 «СОГАЗ» «СОГАЗ»
2 «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ» «РОСГОССТРАХ»
3 «РЕСО-ГАРАНТИЯ» «РЕСО-ГАРАНТИЯ»
4 «ВТБ СТРАХОВАНИЕ» «ИНГОССТРАХ»
5 «ИНГОССТРАХ» «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»
ОСАГО
1 «РЕСО-ГАРАНТИЯ» «РОСГОССТРАХ»
2 «РОСГОССТРАХ» «РЕСО-ГАРАНТИЯ»
3 «ИНГОССТРАХ» «ИНГОССТРАХ»
4 «ВСК» «ВСК»
5 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
Страхование средств наземного транспорта
1 «ИНГОССТРАХ» «ИНГОССТРАХ»
2 «РЕСО-ГАРАНТИЯ» «РЕСО-ГАРАНТИЯ»
3 «РОСГОССТРАХ» «РОСГОССТРАХ»
4 «ВСК» «ВСК»
5 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» «СОГЛАСИЕ»
Страхование жизни
1 «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ» «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»
2 «РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ» «РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»
3 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ» «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ»
4 «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ» «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ»
5 «ВТБ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ» «ВТБ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»
ДМС
1 «СОГАЗ» «СОГАЗ»
2 «РЕСО-ГАРАНТИЯ» «РЕСО-ГАРАНТИЯ»
3 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» «АЛЬЯНС ЖИЗНЬ»
4 «ИНГОССТРАХ» «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
5 «АЛЬЯНС ЖИЗНЬ» «РОСГОССТРАХ»
Страхование прочего имущества юридических лиц
1 «СОГАЗ» «СОГАЗ»
2 «ИНГОССТРАХ» «КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ»
3 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» «ИНГОССТРАХ»
4 «ВТБ СТРАХОВАНИЕ» «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
5 «РЕСО-ГАРАНТИЯ» «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»
Страхование прочего имущества физических лиц
1 «РОСГОССТРАХ» «РОСГОССТРАХ»
2 «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ» «СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ»
3 «ВТБ СТРАХОВАНИЕ» «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»
4 «РЕСО-ГАРАНТИЯ» «РЕСО-ГАРАНТИЯ»
5 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
Страхование от НС и болезней
1 «ВТБ СТРАХОВАНИЕ» «ВТБ СТРАХОВАНИЕ»
2 «ВСК» «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «КАРДИФ»
3 «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
4 «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «КАРДИФ» «РОСГОССТРАХ»
5 «СОГАЗ» «СОГАЗ»

Источник: RAEX (Эксперт РА), по данным компаний

Источник: https://raexpert.ru/researches/insurance/itogi_2017

Страховые взносы с 2017 года переехали в НК РФ

Страховые взносы: контроль и анализ рисков с 2017 года

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

Плательщики и облагаемая база с 2017 года

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года.

Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году — 2,0, в 2019 году — 2,1, в 2020 году — 2,2, в 2021 году — 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

Тарифы страховых взносов

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР — 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС — 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС — 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.

Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
  • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки.

Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

Порядок возмещения начисленных пособий

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС.

Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа — ФНС и отделение ФСС.

Сроки уплаты и предоставление отчетности

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

Особенности для обособленных подразделений

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ.

Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.

11-13 ст.431 НК РФ).

Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12.

К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%.

При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

Переходные положения

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.

2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина — 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

см. расписание

Июль 2016 г.                                                                              Эксперты компании «Правовест Аудит»

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Компания «Правовест Аудит»: 8 (495) 231-23-21, info@pravovest-audit.ru

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/strahovye-vznosy-s-2017-goda-pereehali-v-nk-rf/

Налоговые мифы, часть 1. «Реформа страховых взносов»

Страховые взносы: контроль и анализ рисков с 2017 года

Радикальные меры по спасению казны каждую неделю разрабатывает Минфин. Политика «из крайности в крайность» стала обычным явлением в ведомстве и на этот раз затронула тему страховых взносов.

Чего и следовало ожидать, так как уже с 1 января 2017 года контроль за выплатами в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования переходят под крыло налоговиков.

Однако, идеи ведомства по изменению расчетов этих сборов не так уж страшны и революционны.

26% страховых: много или мало?

Минфин предлагает ввести единую ставку по страховым взносам и зафиксировать ее на уровне 26%. Постепенно снижая, начиная с 29% в 2017 году и 28% – в 2018 году. Сейчас социальные платежи рассчитываются по замысловатой схеме: в ПФР – 22% до 796 000 руб.

, и свыше этой суммы еще 10%, в ФСС – 2,9% до 670 000 руб., и свыше этой суммы – 0%, в ФОМС – 5,1%. 212-ФЗ, в котором подробно описаны принципы, методика расчета страховых взносов и категории льгот теряет силу с 1 января 2017 года.

И выборочно переходит в Главу34 НК. Возможно, в преддверии перехода за страховыми взносами в ведомство налоговиков, Минфин задумался о налогоплательщиках и решил изобрести поблажки, а соответствующие правки в Налоговом кодексе не заставят ждать.

Попробуем развеять мифы относительно новой арифметики страховых платежей.

Миф №1: Фиксированная ставка меньше существующей и сократит выплаты в фонды

Приведение к общему знаменателю сотрет зарплатные границы, на которые опираются сейчас все расчеты. Но озадачит новыми головоломкам те компании, сотрудники которых получают зарплату сверх установленных пределов. Соответственно, страховые платежи с зарплаты свыше 66 334 руб./месяц увеличатся примерно на 3%-7%.

Что касается граждан, со средним уровнем заработной платы (на июнь 2016 года по данным Росстата – 38 447 руб.), то здесь на страховых взносах работодатели сэкономят.

Поэтому, создается двоякая ситуация: и переплачиваем и экономим одновременно. Но данное условие не касается категорий льготников, которые пока никто не отменял.

Однако, чиновники в лице Минфина видят целесообразность и выгоду в возможной реализации новой методики расчета.

И, на первый взгляд, явное снижение до 26%, на самом деле приведет к увеличению взносов за высокооплачиваемых специалистов.

Миф №3: Сотрудникам с высокой оплатой труда придется платить зарплату в конвертах

Логичное развитие событий, с одним-единственным «НО»:

Раз «страховые налоги» на дорогой персонал увеличатся более чем на 1 пункт, компании начнут искать пути их минимизации… И вернутся назад к старым-добрым зарплатам в конвертах, с которыми уже который год борется правительство. Получается, план «выхода из тени» Минтруда накроется медным тазом.

НО, не стоит забывать, что выплаты в фонды переходят под контроль ФНС. Поэтому увильнуть от налоговиков не удастся. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что появится новое поле для проверок, и карать фискальная служба будет по всей строгости НК.

Согласно 122 статье НК за несвоевременную уплату или неуплату страховых оштрафуют на 20% и 40%. Также, раз страховые взносы станут «полноценными налогами», чиновники рассматривают меры наказания за уход от уплаты в особо крупных размерах в соответствии с УК РФ.

Новый повод лишний раз подергать бизнесменов принесет плоды уже в следующем году: эффективность ФНС превысит в разы нынешнюю работу фондов.

Поступления в бюджет страховых стремительно взлетят, появится новая арбитражная практика, бизнес станет искать пути ухода от 26-процентного сбора… Но увеличится ли размер пенсий и разного рода социальных выплат, станет ли бесплатная медицина действительно бесплатной и доступной?

Миф №3: Белая зарплата «дорогих» сотрудников снизится

Пожалуй, самое страшное и хаотичное последствие – бардак на рынке труда. Независимо от того, на какой отметке остановится процент страховых взносов. Опека ФНС заставит компании сделать выбор:

  • либо в пользу щедрых выплат персоналу и не менее щедрых взносов в пользу социального обеспечения;
  • либо в материальном «равенстве» между рядовым менеджером и управленцем, и экономии для организации;
  • либо использовать законные методы оптимизации страховых взносов.

А о делении зарплаты на «черную» и «белую» придется забыть навсегда. Кому захочется платить штрафы в 40-кратном размере и попасть под статьи Уголовного кодекса?

Мария Морозова

Юрист, налоговый консультант юридической компании «Туров и Партнеры»:

С 2017 года исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс, а Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ утратит силу. Исключение составят — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В первой части кодекса изменения коснулись порядка администрирования. Страховые взносы приравнены к налогам и сборам. Во второй части Налогового кодекса появилась новая глава 34. Закон был подписан Президентом 3 июля 2016 года.

Что же собственно нам ожидать от этой реформы?
В значительной части положения новой главы 34 НК РФ полностью повторяют Федеральный закон № 212-ФЗ. Прежними остались нормы, касающиеся плательщиков, тарифов, объекта обложения и базы для начисления страховых взносов.

Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, будет только один контролирующий орган, который сможет проводить комплексные проверки как в отношении налогов, так и в части взносов, что снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится.

Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Часть плательщиков смогут по желанию отчитываться в электронном виде. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. При этом расчеты на страховые вычеты проверять будет ФСС.

А ежемесячный отчет по форме СЗВ-М плательщики по-прежнему обязаны представлять в ПФР. Налоговики и фонды будут обмениваться информацией и уведомлять друг друга о постановке плательщиков на учет.Хочу обратить ваше внимание, что риски связанные с выплатой зарплаты в конвертах значительно увеличиваются.

Налоговики будут доказывать, что администрирование взносов им отдали не зря, а учитывая их полномочия, следует готовиться к ужесточению проверок. ФСС также не захочет отставать и усилит контроль за расходами.Причина возврата взносов налоговикам после семи лет администрирования их фондами — недостаточная эффективность.

А значит, можно ожидать, что в следующем году инспекции сразу ринутся на проверки. Нужно будет отразить, что показатели собираемости страховых взносов повысились. А как вы знаете налоговики могут проверять три предшествующих года.Налоговые органы смогут производить выемку документов, допрашивать и проводить опросы плательщиков и их сотрудников, взыскивать недоимки и приостанавливать операции по счетам. К проведению выездных проверок в части взносов налоговики смогут по запросу привлекать сотрудников следственных и оперативных органов.

К взносам будут применять и нормы кодекса о налоговых санкциях. За несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов оштрафуют на 20 и 40 процентов от этой суммы (ст. 122 НК РФ). Так же напоминаю, что сейчас в разработке находится законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за неуплату взносов.

Упрощенцы, которые осуществляют социально значимые виды деятельности, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ). Но здесь есть неприятные ограничения.Можно будет применять УСН, если остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей. Сейчас этот лимит равен 100 млн. А лимит по доходу составит 120 млн за год. Индексировать пороговые суммы дохода в течение четырех следующих лет не будут. Но начислять страховые взносы по пониженным тарифам смогут только те упрощенцы, у которых доходы за налоговый период не превысят 79 млн рублей (в общем случае лимит — 120 млн руб.). Требование о 70-процентной выручке по льготируемому виду деятельности сохранили.
Подведем итог. Контролирующих органов станет больше, отчетности станет больше, проверки станут жестче. Соответственно платить зарплату в конвертах станет намного опаснее. Лучше использовать легальные методы экономии зарплатных налогов и не находится в постоянном страхе.

Источник: https://turov.pro/nalogovyie-mifyi-chast-1-reforma-strahovyih-vznosov-c/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.