+7(499)495-49-41

Применение МСФО в России: обобщение практики от Минфина

Содержание

Сфера применения МСФО в России

Применение МСФО в России: обобщение практики от Минфина

Международные стандарты финансовой отчетности — одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем в российской финансовой сфере.

Это не удивительно, ведь внедрение и применение данной формы отчетности связано с некоторыми трудностями, как то трансформация отчетности или подбор персонала соответствующей квалификации.

Поэтому определение сферы использования МСФО, компаний, которые уже обязаны применять их в своей деятельности, а также вопросы, сопряженные с этим, на сегодня крайне важны. Их мы и попытаемся раскрыть в данной статье.

Впервые вопрос сближения МСФО и РСБУ был поднят еще в начале девяностых. В те времена еще не было четкого плана действия, ни экономического, ни политического. Но потребность в их внедрении назревала и была связана в большей степени с переходом на рыночную экономику.

Также финансовая отчетность имела ряд информационных недостатков, которые также подталкивали к применению МСФО в России, среди них такие:

  • низкий уровень транспарентности
  • невозможность сопоставить отчетности, составленные по национальным стандартам разных стран
  • неполное отражение фактов хозяйственной жизни
  • неточное отражение состояния компании из-за излишнего оптимизма отчетности

Кроме того не было достаточно развитой системы обучения, способной обеспечить предприятия специалистами нужного уровня. Однако перспективы и темпы развития ясно говорили о том, что в будущем внедрение и использование МСФО станет обязательным для целого ряда компаний.

Применение МСФО в российском бухгалтерском учете

Ключевым решением на пути к внедрению МСФО было принятие в 2010 году Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», который частично определил предприятия, сдающие отчетность в соответствии с международными стандартами.

Согласно ст. 2 Закона сфера деятельности данного документа распространяется на:

  1. кредитные фирмы;
  2. страховые компании (за минусом страховых медицинских предприятий, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  3. негосударственные пенсионные фонды;
  4. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  5. клиринговые предприятия;
  6. федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  7. акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  8. другие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Кроме того, действие этого закона распространяется на компании, которые создают группу, указанную во второй части этого закона. В этой отчетности слово “консолидированная” использовать не нужно. Действие закона не распространяется на компании государственного сектора, поэтому они могут не оформлять финансовую отчетность по МСФО.

Периодические изменения МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности время от времени претерпевают изменения. Совет МСФО постоянно работает над их усовершенствованием, чтобы те полностью отвечали требованиям пользователей и бизнес-тенденциям.

Совет МСФО выпускает сборник Ежегодных усовершенствований, чтобы своевременно информировать специалистов компаний, составляющих отчетность по международным стандартам.

Недавно наш эксперт-практик провел тренинг Обзор изменений МСФО 2016: теория и практика применения, который помогает специалистам получить полную информацию о принятых и планируемых изменениях в МСФО и обрести практический опыт отражения данных изменений в отчетности.

Федеральный Закон 208 указывает, что на территории РФ необходимо применять МСФО, а также Разъяснения МСФО, которые принимает Фонд МСФО, если они признаны в установленном порядке с учетом требований законодательства РФ и согласованы с Центральным банком Российской Федерации.

По данным опроса крупной консалтинговой компании, применять МСФО для подготовки отчетности требуют собственники. На это указали компании с выручкой до 3 млрд рублей и группы с выручкой выше 50 млрд рублей.

Средний бизнес составляет отчетность по МСФО, подчиняясь требованиям заграничной материнской компании.

Владельцы крупных холдингов хотят видеть отчет о состоянии компании, который составлен по международным стандартам финансовой отчетности.

Проблемы применения МСФО на территории РФ

На заре использования МСФО в России существовало всего 2 проблемы: отсутствие стандартов на русском и специалистов, владеющих ими на должном уровне. С тех пор, как стандарты начали использоваться национальным бизнесом возник ряд мелких сложностей, как и в любой сфере, которая только начала применять новый для себя инструментарий.

Основные проблемы применения МСФО в России сейчас следующие:

  • трудные для понимания тексты стандартов
  • отсутствие аналитических материалов по успешной работе по МСФО, а также разъяснений и комментариев от компетентных органов и Минфина по ним
  • высокие расценки на услуги аудиторских и консалтинговых служб
  • нехватка специалистов по МСФО уровня ДипИФР
  • недостаток времени на повышение квалификации в области МСФО

Что же касается нехватки квалифицированных кадров, владеющих международными стандартами финансовой отчетности, то в данный момент эта проблема отходит на второй план за счет появления и активного развития центров дистанционного обучения финансовых специалистов. Центры предлагают качественное обучение по сертифицированным программам при помощи современных мультимедийных технологий и Интернета. Такой формат позволяет не только получить качественные знания, но и сэкономить время и средства на подготовку. Сфера применения МСФО в России будет расширяться в дальнейшем. Это продиктовано экономической необходимостью и все более тесным сотрудничеством с зарубежными партнерами и инвесторами, что вызовет повышение спроса на квалифицированных специалистов в области МСФО.

Источник: https://finacademy.net/materials/article/sfera-primenenia-msfo-v-rosii

Основные перспективы применения МСФО в России

Применение МСФО в России: обобщение практики от Минфина

Применение МСФО в России — процесс необходимый и неизбежный. Из нашего материала вы узнаете о перспективах и нюансах применения МСФО в России.

Зачем отечественным фирмам применять МСФО?

Что тормозит внедрение в нашей стране МСФО?

Итоги

Зачем отечественным фирмам применять МСФО?

Применение разного рода норм и стандартов — привычная процедура для российских коммерсантов. Им приходится маневрировать в «бушующем потоке» нормативных изменений и корректировок национальных учетных норм, чтобы правильно рассчитать налоговые обязательства и представить достоверную отчетность. Однако применение МСФО имеет свои особенности.

ВАЖНО! Оформленная по международным стандартам отчетностьявляется универсальным инструментомобеспечения пользователей достоверной информацией о финансовом положении фирмы, показателях ее работы, с помощью которых определяются рентабельность, финансовая устойчивость и иные необходимые для принятия управленческих решений данные.

Применение МСФОпозволяет отечественным фирмам:

  • взаимодействовать с иностранными инвесторами;
  • выходить на международные рынки капитала;
  • предоставлять акционерам и иным заинтересованным пользователям отчетность в универсальном формате;
  • повысить степень информативности своей отчетности;
  • устранитьформальные барьерымеждународного сотрудничества и т.д.

Процесс внедрения МСФО в нашу экономическую действительность движется по всем направлениям, которые условно можно разделить на 2 группы:

  • нормативно-организационные;
  • обеспечительные.

К числу нормативно-организационных относятся:

  • введение МСФО в действие на территории России (приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н);
  • расширение перечня компаний, обязанных по закону составлять отчетность по международным нормам;
  • сближение международных и национальных учетных и отчетных норм;
  • иные меры нормативного и организационного характера.

Среди обеспечительных действий можно назвать:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

  • обобщение практики внедрения МСФО в нашей стране (заключение по результатам экспертизы применимости МСФО и Разъяснений МСФО на территории РФ от 19.11.2015 № 71);
  • наращивание кадрового потенциала (роста числа специалистов в области МСФО);
  • изменения образовательных подходов к начальной подготовке финансистов и бухгалтеров;
  • иные меры.

Несмотря на наличие преимуществ в применении МСФО и широкомасштабные действия по внедрению их на территории нашей страны, существуют замедляющие этот процесс препятствия. Об этом поговорим в следующем разделе.

Что тормозит внедрение в нашей стране МСФО?

Говоря о сложностях внедрения в нашей стране МСФО, остановимся только на одном аспекте (хотя фактически их намного больше) – формирование профессионального суждения финансового специалиста.

МСФО оперирует таким понятием, как «профессиональное суждение», на основании которого происходит формирование информации в учете и отчетности.

ВАЖНО! Под профессиональным суждением понимается добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером мнение о хозяйственной ситуации (полезное для описания и принятия эффективных управленческих решений).

Если учесть, что значительная часть сегодняшних главбухов — закаленные социалистическими и перестроечными процессами специалисты, сложно требовать от них объективного профессионального суждения.

И дело не в том, что у них недостаточно практического опыта или отсутствует профессиональный взгляд на учетные объекты и процессы.Многолетний опыт взаимодействия главбухов с контролирующими и надзирающими инстанциями прочно утвердил в их умах необходимость беспрекословного исполнения нормативных предписаний, исключая какую-либо «самодеятельность».

И, хотя, уже имеется молодое поколение финансовых специалистов (обученных иным подходам и в иных условиях), данное обстоятельство не способствует всемерному быстрому и качественному проникновению МСФО в жизнь коммерсантов.

Познакомиться с международными стандартами помогут материалы нашего сайта:

Итоги

Применение МСФО в России — процесс, осуществляемый под пристальным вниманием и контролем государства, сопровождаемый необходимым методологическим и нормативным обеспечением.

Внедрение МСФО в нашу жизнь неизбежно и диктуется современными реалиями, хотя трудностей на этом пути возникает немало.

Источник: http://nalog-nalog.ru/msfo/osnovnye_perspektivy_primeneniya_msfo_v_rossii/

Информация Минфина России N ОП-4-2013

Применение МСФО в России: обобщение практики от Минфина

Документ по состоянию на август 2014 г.

О применении международных стандартов финансовой отчетности

Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО), и сообщает следующее.

Сроки представления годовой консолидированной финансовой отчетности

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Согласно статье 47 Федерального закона “Об акционерных обществах” на годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределения прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов. Согласно статье 34 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” годовые результаты деятельности общества утверждаются на очередном общем собрании участников общества.

Исходя из этого представление годовой консолидированной финансовой отчетности должно осуществляться до проведения годового общего собрания акционеров (очередного общего собрания участников общества).

Сроки публикации (раскрытия) годовой консолидированной финансовой отчетности

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” публикация годовой консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона. Согласно статье 4 Федерального закона годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Публикация годовой консолидированной финансовой отчетности является средством предоставления этой отчетности неограниченному кругу пользователей.

В этой связи представление отчетности одному из указанных в Федеральном законе “О консолидированной финансовой отчетности” пользователей означает возникновение у организации обязанности доведения информации, содержащейся в годовой консолидированной финансовой отчетности, до всех остальных заинтересованных пользователей.

Исходя из этого указанный в части 3 статьи 7 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” 30-дневный срок исчисляется с самого раннего момента представления годовой консолидированной финансовой отчетности одному из указанных в Федеральном законе “О консолидированной финансовой отчетности” пользователей.

Датирование аудиторского заключения по годовой консолидированной финансовой отчетности

Согласно пункту 23 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 “Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности”, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н, аудиторское заключение должно быть датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение, включая доказательства того, что:

а) бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена в полном объеме и включает соответствующее раскрытие информации;

б) лица, обладающие соответствующими полномочиями, подтвердили, что они несут ответственность за данную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Дата аудиторского заключения предоставляет пользователю основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

Исходя из правила (стандарта) аудиторской деятельности N 22 “Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г.

N 696, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может начинаться до момента ее подписания.

В ходе аудита аудитор своевременно сообщает руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника информацию о предлагаемых существенных корректировках бухгалтерской (финансовой) отчетности таким образом, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица имели возможность оперативно принимать надлежащие меры.

Из этого следует, что завершение процесса аудита может совпадать по времени с завершением подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим дата аудиторского заключения и дата подписания годовой консолидированной финансовой отчетности могут совпадать.

Применение МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”

Приказом Минфина России от 2 апреля 2013 г. N 36н признан для применения на территории Российской Федерации МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”, выпущенный Советом по МСФО в октябре 2010 г.

и учитывающий поправки, внесенные в него в 2010 – 2012 гг. Данный стандарт заменяет МСФО (IFRS) 9 в редакции 2009 г. и должен применяться для годовых периодов, начинающихся 1 января 2015 г.

или после этой даты.

В соответствии с пунктом 7.3.2 МСФО (IFRS) 9 (в редакции 2010 г.) организациям, решившим применить данный стандарт досрочно, разрешено применить МСФО (IFRS) 9 в редакции 2009 г. вместо МСФО (IFRS) 9 в редакции 2010 г.

Поэтому финансовая отчетность, составленная на основе досрочного применения как МСФО (IFRS) 9 в редакции 2010 г., так и МСФО (IFRS) 9 в редакции 2009 г.

, является допустимой для целей представления в соответствии с Федеральным законом “О консолидированной финансовой отчетности”.

Источник: http://lawru.info/dok/2013/07/10/n10300.htm

Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации (ОП 3-2013), от 12 марта 2013 года №ОП 3-2013

Применение МСФО в России: обобщение практики от Минфина

Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО), и сообщает следующее.

Отличное от положительного аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности

Согласно статье 5 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” требования к форме и содержанию аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Согласно пункту 14 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 “Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности” в аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 1 федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 2/2010 “Модифицированное мнение в аудиторском заключении” модифицированное мнение может быть выражено аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.

Таким образом, в аудиторском заключении по консолидированной финансовой отчетности может быть выражено мнение о достоверности этой отчетности в форме мнения с оговоркой, отрицательного мнения или отказа от выражения мнения.

Аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в разных валютах

В случае если организация выпускает одну консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации и в другой валюте (валютах) представления, указанное обстоятельство не подлежит отражению в аудиторском заключении по такой отчетности.

В случае если организация выпускает консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации, а затем выпускает консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, данное обстоятельство, как правило, раскрывается в последней консолидированной финансовой отчетности.

При этом аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в другой валюте представления, может содержать привлекающую внимание часть.

В привлекающей внимание части указывается, что организация в дополнение к консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в валюте Российской Федерации, выпустила консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, по которой аудиторской организацией выдано отдельное аудиторское заключение.

Решение о включении в аудиторское заключение привлекающей внимание части принимается аудиторской организацией, как правило, исходя из цели выпуска консолидированной финансовой отчетности в другой валюте представления и предполагаемых пользователей такой отчетности.

Аналогичные действия имеют место в случае, когда организация выпускает консолидированную финансовую отчетность в отличной от валюты Российской Федерации валюте представления, а затем выпускает консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации.

В случае если организация выпускает одновременно консолидированную финансовую отчетность в валюте Российской Федерации и консолидированную финансовую отчетность в другой валюте представления, данное обстоятельство, как правило, раскрывается в каждой консолидированной финансовой отчетности. При этом аудиторское заключение по каждой консолидированной финансовой отчетности может содержать соответствующую привлекающую внимание часть.

Проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации разными аудиторскими организациями

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности” годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на выбор количества аудиторских организаций для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности организации.

В связи с этим обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности организации и обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности этой же организации могут быть проведены разными аудиторскими организациями.

Назначение аудиторской организации для проведения обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности

В соответствии с пунктом 4 статьи 91, пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, статьей 86 и вторым абзацем пункта 3 статьи 88 Федерального закона “Об акционерных обществах” аудитор, утверждаемый общим собранием акционеров акционерного общества (общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества с ограниченной ответственностью), привлекается для проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственного общества и его финансово-хозяйственной деятельности.

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо требований в отношении утверждения общим собранием акционеров акционерного общества (общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества с ограниченной ответственностью) аудитора для проведения обязательного аудита годовой консолидированной финансовой отчетности.

Определение признаков обесценения активов, полученных от государства для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач

В соответствии с МСФО (IAS) 36 “Обесценение активов” при составлении консолидированной финансовой отчетности организация должна провести проверку активов на наличие признаков обесценения их.

Определяющим признаком обесценения активов, полученных подконтрольной государству организацией от государства в качестве имущественного взноса или в отношении которых подконтрольная государству организация осуществляет права собственника имущества для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач, возложенных на организацию государством, является отклонение фактических финансовых и нефинансовых показателей использования активов от запланированных показателей. При этом в отношении таких активов возможны запланированные операционные убытки и чистый отток денежных средств, которые могут полностью или частично компенсироваться государством (контролирующей стороной). Соответственно, показатели прибыли (уровня рентабельности) могут не являться определяющими показателями экономической эффективности в отношении таких активов.

В связи с этим, исходя из цели использования таких активов, запланированные операционные убытки и чистое выбытие денежных средств могут не свидетельствовать о наличии обесценения данных активов в отчетном периоде и не рассматриваться в качестве признаков наличия обесценения.

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:

файл-рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499007441

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.