Права службы охраны труда

Содержание

Задачи и полномочия работников службы охраны труда на предприятии

Права службы охраны труда

Работник службы охраны труда в 2018 году имеет право на определённые действия. Их мы подробно рассмотрим далее в статье, чтобы понять его цели и задачи. Помимо этого, у данного сотрудника есть служебные обязанности, которые непременно должны выполняться.

Согласно Трудовому кодексу, обязательно нужно позаботиться о наличии в компании человека, отвечающего за охрану труда, если численность сотрудников более 100 человек.

Однако собрать данную службу можно и тогда, когда работает на предприятии меньшее количество граждан.

Создание службы

Когда служба формируется вместе с компанией, для неё не нужны отдельные документы. Однако когда она создаётся при достижении определённого количества персонала, то в этом случае уже потребуется издавать специальный приказ. Делает это руководитель компании, после чего утверждает определённое положение. Решаются и другие вопросы, связанные с деятельностью данных сотрудников.

Отметим, что служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением. Она подчиняется директору компании, в некоторых случаях и заместителю, если было издано поручение. В штат входят специалисты данной области, причём, они могут не иметь опыта в данной сфере, однако, у них должно быть соответствующее образование.

Важно! Количество людей, которые занимаются выполнением охраны труда, определяется непосредственно начальством организации. При этом на численность может влиять то, какое количество сотрудников работает на производстве.

К примеру, если их более 700 человек, то журналами по охране трудовой деятельности могут заниматься отдельные специалисты. Однако если численность значительно выше, то уже нужно будет специализированное бюро, в которое входят 3-6 человек. Вместо него можно создать специальный отдел, и в нём будет работать, минимум, шесть сотрудников.

Задачи

Служба охраны труда имеет конкретные права и обязанности. Начальство при формировании данного отдела должно поставить конкретные задачи, которые должны будут выполняться. Полезно будет учитывать определённые рекомендации, когда будут ставиться задачи.

Какие могут быть цели у данного отдела:

  1. Заниматься мероприятиями, с помощью которых для сотрудников будут выполнены все необходимые требования для трудовой деятельности.
  2. Организовывать профилактические работы, необходимые для предупреждения риска получения травм на работе, профессиональных заболеваний.
  3. Улучшать условия для труда.
  4. Контролировать то, чтобы сотрудники выполняли условия трудового соглашения, договора и нормативных актов организации.
  5. Консультировать и информировать работников по вопросам, которые относятся к данной сфере.
  6. Изучение передового опыта по охране труда, его распространение.

Именно такие цели ставятся перед данным отделом. Однако бывает, что появляется вопрос, каким правом не обладают работники службы охраны труда при осуществлении своей профессиональной деятельности. Чтобы было понятнее, необходимо знать, какие полномочия они имеют, согласно законодательству.

Чем занимается

Деятельность данной службы уже понятна из названия, но мы подробнее рассмотрим её задачи.

В первую очередь отметим, что данные сотрудники должны обучать и проверять знания по охране труда, контролировать исполнение работ.

Они участвуют в комиссии по приему в эксплуатацию реконструированных объектов и оборудования, обследуют здания, механизмы и устройства, которые относятся к деятельности компании.

Также специалисты занимаются разработкой планов и программ, которые позволят улучшить условия труда в учреждении. Принимают участие при заполнении разделов договоров, касающихся их сферы деятельности. Осуществляют расследование, если происходит несчастный случай на предприятии. Организуют совещание или инструктаж по охране труда.

Естественно, на этом список обязанностей не заканчивается. В целом руководство может самостоятельно определять, чем именно будут заниматься специалисты данной сферы. Но, естественно, обязанности будут касаться основной деятельности и не выходить за её пределы.

Если же человек не будет выполнять обязанности или же недостаточно хорошо работать, то из-за этого могут применить меры наказания. Речь идёт о дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Если человек не хочет отвечать перед законом, то тогда ему следует знать свои права и добросовестно выполнять трудовые задачи.

Права

Стоит отметить, что права работников службы охраны труда довольно обширные. Начальство не может их ущемлять, как и в случае с другими сотрудниками. Не важно, был заключён контракт с определёнными специалистами или же есть оговор с организациями, которые оказывают данные услуги. В любом случае понадобится знать права и не нарушать их.

Каждый работник данной службы может:

  1. В любое время посещать и осматривать производственные, бытовые и другие помещения организации. Также они могут читать документы, которые касаются вопросов охраны трудовой деятельности.
  2. Требовать у начальства отстранить людей, которые не имеют допуска к исполнению конкретных действий, не прошли специальные обследования, не были на инструктаже, не используют средства защиты и иным образом нарушают законодательные требования.
  3. Предъявлять сотруднику обязательные предписания по устранению выявленных нарушений. Также допускается контроль по их исправлению.
  4. Предлагать директору организации привлечь к ответственности работников, которые нарушили требования по охране труда.
  5. Привлекать специалистов, которые будут проводить проверку условий для работы. При этом важно предварительно согласовать данный момент с начальством.
  6. Запрашивать документы, касающиеся прямой рабочей деятельности. Требовать объяснительную от людей, которые нарушили закон.
  7. Предлагать руководству поощрить некоторых граждан, которые активно поучаствовали в улучшении условий труда.
  8. Если будет поручение от руководителя, то можно будет представительствовать в государственных органах по вопросам охраны рабочей деятельности.

Данные сотрудники несут персональную ответственность за то, чтобы условия труда отвечали прописанным в законодательстве.

Они контролируют, чтобы к деятельности не приступали те сотрудники, которые не имеют права её осуществлять.

Говоря о том, какие действия работника службы охраны труда из перечисленных неправомочны, можно однозначно ответить – таковых нет. И это правильный ответ, потому как все вышеописанные моменты считаются законными.

Задачи и полномочия работников службы охраны труда на предприятии Ссылка на основную публикацию

Источник: https://KadrovyhDel.ru/ohrana-truda/rabotnik-sluzhby-imeet-pravo.html

О службах охраны труда. модель, модельный закон от 09 декабря 2000 года

Права службы охраны труда

Принят
на шестнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 16-8
от 9 декабря 2000 года)

О службах охраны труда

Настоящий Закон устанавливает основные положения, регулирующие организацию и деятельность служб охраны труда, определяет задачи, функции и права этих служб в общей системе охраны труда.

Статья 1. Законодательство о службах охраны труда

Законодательство о службах охраны труда основывается на национальном законодательстве об охране труда и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним национальных законодательных и иных нормативных правовых актов.

Статья 2. Задачи и функции служб охраны труда

Службы охраны труда создаются в целях выработки и проведения в организациях, отраслях и регионах мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости среди работников в процессе трудовой деятельности.

В целях решения этих задач службы охраны труда выполняют следующие функции:

— изучение состояния условий и охраны труда в организациях, выявление опасных и вредных производственных факторов, совершенствование организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, участие в их расследовании;

— разработка и организация выполнения целевых программ, планов организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующих обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, контроль в организациях за их реализацией, соблюдением законодательства, норм и правил по охране труда;

— контроль за соответствием эксплуатируемых или приобретаемых средств производства, индивидуальной и коллективной защиты работников, вводимых вновь (реконструированных, модернизированных) в эксплуатацию объектов производственного и вспомогательного назначения требованиям норм и правил по охране труда;

— консультации работодателей, должностных лиц и работников по охране труда, проведение в установленном порядке их обучения, инструктирования, проверок знаний и аттестации по этим вопросам, обеспечение нормативными документами по охране труда (инструкциями, правилами, нормами, стандартами), средствами пропаганды и наглядной агитации;

— контроль за предоставлением работникам установленных законодательством компенсаций за работу на производствах с вредными условиями труда, обязательным страхованием работников от несчастных случаев на производстве, возмещением работникам вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

Статья 3. Организация служб охраны труда

Службы охраны труда создаются в соответствии с национальным законодательством:

— в территориальных органах исполнительной власти;

— в министерствах, ведомствах, ассоциациях, корпорациях, акционерных обществах, транснациональных компаниях;

— во всех организациях (включая дочерние) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников 50 и более человек, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

В организациях с количеством работающих менее 50 человек при невозможности создания собственных служб охраны труда их функции могут выполнять в порядке совмещения лица, имеющие соответствующую подготовку (прошедшие обучение), либо один из руководителей. Для нескольких родственных по направлениям деятельности организаций с количеством работающих менее 50 человек может также создаваться общая служба охраны труда. Допускается привлечение на договорной основе специалистов или организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.

Если иное не предусмотрено национальным законодательством, в организациях с численностью работающих свыше 500 человек можно дополнительно вводить должность освобожденного от других обязанностей заместителя руководителя предприятия по охране труда; в организациях с численностью работающих свыше 1000 человек в состав службы охраны труда рекомендуется вводить должность врача по гигиене труда и создавать промышленно-санитарную лабораторию.

Статья 4. Условия деятельности служб охраны труда

Службы охраны труда действуют на основании положений о них, утверждаемых правительством или уполномоченным им органом.

Правительство при необходимости определяет структуру и численность работников охраны труда в организациях, орган или органы, в обязанности которых входит контроль за деятельностью служб охраны труда и оказание им методологической помощи.

Службы охраны труда комплектуются работниками, имеющими высшее или среднее специальное образование по специальности «охрана труда», либо лицами, имеющими высшее или среднее специальное образование, прошедшими обучение на курсах повышения квалификации по программе «охрана труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно ее руководителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Службам охраны труда должны быть созданы условия для работы, включая обеспечение достаточным помещением (помещениями), законодательными и другими нормативными правовыми актами по охране труда, приборами и средствами контроля за уровнями опасных и вредных производственных факторов.

Ликвидация служб охраны труда организации допускается только в случае прекращения деятельности данной организации.

Статья 5. Права служб охраны труда

Службы охраны труда вправе:

— проводить проверки соответствия требованиям норм и правил охраны труда объектов производственного и вспомогательного назначения, рабочих мест, оборудования, машин, механизмов, строительных конструкций; с привлечением соответствующих организаций изымать для проведения экспертизы (или проводить экспертизу на месте) на соответствие требованиям безопасности труда детали, узлы, элементы машин, механизмов, оборудования, конструкций;

— запрашивать в соответствующих организациях информацию и документацию об организации работ по охране труда, технологических процессах, материалах, веществах, оборудовании, машинах и механизмах, средствах защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

— приостанавливать работу производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства, внутризаводских транспортных средств в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

— требовать временного отстранения от работы лиц без какого-либо ущерба для них, если они не обеспечены необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, не прошли медицинские осмотры, обучение и инструктаж, проверку знаний, не имеют допуска (удостоверения) на производство соответствующей работы;

— участвовать в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ и производственных объектов по охране труда;

— выдавать должностным лицам организации обязательные для выполнения предписания по устранению выявленных нарушений законодательства о труде, требований правил и норм охраны труда; вносить представления руководителям предприятий и организаций о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда;

— участвовать в заседаниях выборных органов организации (правлений, комиссий, советов и других) при обсуждении вопросов охраны труда;

— обращаться в уполномоченные государственные органы надзора и контроля для проведения независимой инспекции по проблемам охраны труда.

Работники служб охраны труда при выполнении своих обязанностей имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать все производственные и вспомогательные помещения и объекты, другие структурные подразделения.

Службы охраны труда и их работники при выполнении своих должностных обязанностей пользуются полной профессиональной независимостью от должностных лиц.

Статья 6. Обязательное участие представителей служб охраны в подготовке управленческих решений, нормативных и иных документов в части учета в них требований охраны труда

Представители служб охраны труда в обязательном порядке участвуют в подготовке (в том числе на стадии согласования) управленческих решений по вопросам организации труда, технического развития и совершенствования производства, соответствующих документов нормативного, нормативно-технического и проектно-конструкторского характера в части учета в них требований охраны труда.

Статья 7. Взаимодействие служб охраны труда с другими организациями и службами

В целях осуществления функций, предусмотренных настоящим Законом, соответствующие службы охраны труда работают во взаимодействии с:

— профсоюзными организациями и иными уполномоченными работниками представительных органов, инспекциями профсоюзов;

— органами государственного надзора и контроля;

— органами государственной экспертизы условий труда и экологической безопасности;

— научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями;

— медицинскими учреждениями;

— комитетами (комиссиями), уполномоченными по охране труда;

— местными органами исполнительной власти;

— другими организациями в соответствии с национальным законодательством.

Статья 8. Финансирование деятельности служб охраны труда

Деятельность службы охраны труда соответствующих органов исполнительной власти финансируется за счет бюджетов соответствующих субъектов.

Службы охраны труда организаций финансируются за счет средств, выделяемых на их содержание работодателем.

Должностные оклады работников служб охраны труда организаций должны быть не ниже должностных окладов работников основных производственно-технических служб.

Статья 9. Обеспечение руководителями, должностными лицами, работодателями условий, необходимых службам охраны труда для реализации своих прав

Руководители, должностные лица, работодатели обязаны обеспечить службам охраны труда необходимые условия для реализации своих прав, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.

Специалисты служб охраны труда не могут привлекаться к выполнению работ, не относящихся к их должностным обязанностям.

Вопросы, связанные с реорганизацией службы охраны труда, решаются руководителем предприятия по согласованию с вышестоящим хозяйственным органом, органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и инспекциями по охране труда профсоюзов.

Статья 10. Ответственность работников служб охраны труда

Работники служб охраны труда, нарушающие при выполнении своих обязанностей действующее законодательство о труде и об охране труда, производственную и трудовую дисциплину, совершающие другие противоправные действия, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном национальным законодательством.

     Текст документа сверен по:»Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ», N 26, 2001 год

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901905017

Задачи и функции службы охраны труда

Права службы охраны труда

15.03.2018 Темы: Охрана труда, Специалисту по охране труда

Среди основных задач службы  охраны труда можно выделить:

  • контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
  • организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам  охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу  охраны труда возлагают следующие функции:

  • организацию и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацию работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • проверку технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям  охраны труда;
  • организацию расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
  • другие функции.

Полные перечни задач и функций службы  охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. На основе этих рекомендаций работодатели разрабатывают свое положение об охране труда, котороеучитывает специфику деятельности организации.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Права службы  охраны труда

Примерный перечень прав для специалистов службы  охраны труда приведен в разделе IV рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. В документе перечислены следующие права:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам  охраны труда;
  • предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований  охраны труда и контролировать их выполнение;
  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы сотрудников, которые не прошли медосмотры и инструктажи по охране труда, не используют в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также нарушают требования законодательства об охране труда;
  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования  охраны труда;
  • запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию и документы по охране труда, а также требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
  • привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и  охраны труда;
  • представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных сотрудников за активную работу по улучшению условий и  охраны труда;
  • по поручению работодателя представлять интересы организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов  охраны труда.

На основе предложенного перечня работодатели разрабатывают свое положение об охране труда и должностные инструкции специалистов, которые учитывают специфику деятельности и структуру, правила внутреннего взаимодействия персонала внутри организации.

Служба  охраны труда. Штатный специалист

Если организация создает службу  охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:

  • утвердить его должностную инструкцию;
  • внести изменения в штатное расписание.

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

На должность специалиста  охраны труда, как правило, принимают работника, который имеет:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или аналогичному направлению по обеспечению безопасности производственной деятельности;
  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области  охраны труда без предъявлениятребований к стажу работы;

либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области  охраны труда, а также стаж работы в области  охраны труда не менее трех лет.

Квалификационные требования к инженеру по охране труда закрепите в его должностной инструкции.

Сотрудник, принимаемый на должность специалиста  охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.

Это предусмотрено единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пунктами 15, 17 Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Источник: http://PrimTrud.ru/content/zadachi-i-funktsii-sluzhbyi-ohranyi-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.