+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Объект налогообложения водным налогом

Содержание

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ

Объект налогообложения водным налогом

Кто признается налогоплательщиками водного налога

Что признается объектами налогообложения по водному налогу

Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2017 году

Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога

Ставки налога в 2017 году

Кто признается налогоплательщиками водного налога 

Налогоплательщиками в данном случае выступают субъекты, использующие водный объект (далее — ВО) для подлежащей лицензированию деятельности (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ). 

ВАЖНО! К числу плательщиков такого налога также отнесены субъекты, пользующиеся подземными ВО в рамках лицензируемой деятельности в соответствии с законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1. 

Не признаются в данном случае плательщиками налога субъекты, использующие ВО на основании составленных после вступления в силу Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 НК РФ):

  • соглашений;
  • решений о передаче ВО в пользование. 

С января 2007 года субъекты оформляют правоустанавливающие документы согласно требованиям водного законодательства (ст. 20–21 ВК РФ): вносят плату за пользование ВО, что не позволяет одновременно взимать с них водный налог (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 03.09.2015 по делу № А56-86828/2014). 

Что признается объектами налогообложения по водному налогу

Объектами налогообложения в рассматриваемой ситуации выступают регламентированные законом виды использования ВО (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • деятельность по забору водоресурсов;
  • использование водной поверхности для различных целей;
  • получение гидроэнергии;
  • осуществление сплава древесных пород. 

Перечень видов водопользования, которые не могут рассматриваться в данном качестве, регламентирован п. 2 названной статьи. 

Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2017 году 

По НК РФ водный налог относится к федеральным, и особенности его исчисления, уплаты и сдачи отчетности определяются исключительно федеральным законодательством (п. 8 ст. 13 НК РФ).

Перечисление налога происходит в федеральный бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации (далее — КБК). В 2017 году КБК для уплаты налога таковы (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н):

  • для собственно налога — 182 1 07 03 000 01 1000 110;
  • пеней — 182 1 07 03 000 01 2100 110;
  • штрафов — 182 1 07 03 000 01 3000 110.

Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога 

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки (с учетом специального коэффициента) и налоговой базы по итогам квартала.

В т. ч. налоговой базой выступает (ст. 333.10 НК РФ):

  • объем воды, забор которой был осуществлен из ВО в течение отчетного периода, если ВО используется для забора воды;
  • площадь эксплуатируемой водной поверхности, если используется акватория ВО;
  • объем произведенной за отчетный период гидроэнергии, если ВО используется для получения данного вида энергии;
  • произведение объема сплавленной древесины (в тыс. кубометров) на расстояние сплава (число км / 100), если ВО используется в целях сплава древесных пород. 

Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа первого за завершившимся отчетным кварталом месяца (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок должна быть представлена и соответствующая отчетность (п. 2 ст. 333.15 НК РФ). 

Ставки налога в 2017 году 

Налоговые ставки регламентированы на федеральном уровне и закреплены в ст. 333.12 НК РФ. Помимо прочего, они должны быть применены с учетом специальных коэффициентов. Например, налоговые ставки в 2017 году должны быть умножены на 1,52 (п. 1.1 названной статьи).

Нужно помнить, что ставка налога увеличивается в следующих случаях:

  • 5-кратно — для объема воды, забранной из поверхностных ВО, или при добыче подземных вод для объема отобранной воды, выходящего за пределы утвержденных лимитов;
  • в 1,1 раза — если у плательщика отсутствуют приборы для измерения количества водоресурсов;
  • в 10 раз — в отношении подземных вод, которые в дальнейшем будут реализованы после их соответствующей обработки. 

При этом перечисленные в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ коэффициенты также должны быть применены. 

Итак, водный налог относится к категории федеральных. Налогоплательщиками считаются субъекты, занимающиеся определенными видами деятельности по использованию водных ресурсов. Объектами налогообложения являются установленные законом виды водопользования. Налог перечисляется в бюджет раз в квартал, в аналогичные сроки подается и отчетность.

Источник: https://rusjurist.ru/nalogi/obekt_nalogooblozheniya_i_ischislenie_vodnogo_naloga_po_nk_rf/

Объекты налогообложения при различных видах налога

Объект налогообложения водным налогом

В нашем государстве, как и во всем мире, политика налогообложения направлена на регулирование пользования природными ресурсами и контроль за сохранностью экологии и водных запасов. Основными элементами пополнения бюджета страны являются налоги. Поэтому обязанность каждого гражданина вовремя заполнять отчеты по доходам и платить налоги в казну.

Транспортный налог выплачивают все граждане и организации, у которых есть передвижная и стационарная техника, выбрасывающая СО2, другие вредные вещества в атмосферу. Если физические лица вносят платежи раз в год по определенным законом суммам, основанным на технических показателях, возрасту машины, то для юридических лиц и ИП существует другой порядок.

Исчислением налога для физических лиц занимается ФНС. Для спецтехники нужны лицензии, разрешения ряда сопутствующих органов, в том числе и Гостехнадзора. Принцип уплаты налога на спецтехнику определен кодексами и законами:

  • водным (для водного транспорта);
  • земельным (для техники по добыче подземных ресурсов);
  • воздушным;
  • о недрах.

Регулирует порядок налогообложения владельцев транспорта глава 28 НК. РФ.

Земельный налог как объект налогообложения

Земельный налог является пошлиной за недвижимое имущество – участки земли, дома, квартиры, дачи, гаражи – это все то, что нельзя переместить без вреда строению.

Налоговая база исчисленные по кадастровой стоимости недвижимости.

По этому виду налога предусмотрены льготы для инвалидов, участников боевых действий Героев России, СССР, пенсионеров, заболевших лучевой болезнью во время работы, некоторые категории военных.

Земельные ресурсы, которыми пользуются организации и ИП (для сельскохозяйственных объектов существует отдельный порядок исчисления) проходят контроль. Особенно это касается земли и недр с полезными ископаемыми на которые необходимо получить лицензию.

Полезная информация! Не вся недвижимость признается облагаемой налогом. Например, льготники могут не платить за дачный участок меньше 6 соток. Перечень тех объектов, по которым нужно вносить платежи, содержится в ст. 401 НКРФ.

Единый налог при упрощенной системе налогообложения

ЕНВД – упрощенная система налогообложения, когда сумма дохода не влияет на налог прибыль. При применении вмененки нужно знать, какие налоги платить не надо:

ИП не платят НДФЛ;

  • организации не платят налог на прибыль;
  • НДС (кроме экспорта и при доходе за 3 года более 2 млн. руб.);
  • налог на имущество, кроме объектов недвижимости, которую подсчитывают по кадастровой стоимости.

Внимание! Исчисление по ЕНВД проводится в ИП и организациях, где работает менее 100 человек, а доля участия других компаний меньше ¼.

С выручки или с прибыли (смотря по какому порядку собираетесь платить налоги – с суммы денег в обороте или с дохода) отчисляется сумма налога, которая рассчитывается в налоговой после сдачи первого финансового отчета.

Объект налогообложения по налогу на прибыль (НДФЛ)

Налогом облагается доход граждан, компаний, ИП. Организации и ИП являются основными налогоплательщиками НДФЛ. Хотя, по закону, каждый гражданин, получающий прибыль, должен сдавать справку о доходах (2-НДФЛ) и декларацию (3-НДФЛ).

Объектом налогообложения здесь является любой доход юридического, физического лица. В последнее время, пропаганда легализации доходов среди населения России подкрепляется возможностью получить налоговые, имущественные вычеты при покупке автомобилей, недвижимости. Но для этого нужно каждый год сдавать декларацию.

Внимание! Для резидентов РФ исчисляется 13% подоходного налога. Для нерезидентов – 30%.

Водный налог как объект налогообложения

Юридические лица и предприниматели, которые пользуются водоемами, забирают воду для нужд своей деятельности (кроме сельскохозяйственных объектов), используют подземные воды – должны иметь специальную лицензию и платить водный налог.

Налоговая ставка в 2018 году – 122 руб. за 1000 м3 и коэффициент 1,75.

Но по каждому водоему, бассейну, части реки относительно региону, населенному пункту существует таблица дополнительных коэффициентов, на которые умножается налоговая ставка при расчете налогов с учетом количества забираемой воды.

Чтобы получить лицензию налогоплательщик должен пройти строгую проверку, совершить замеры и иметь четко прописанный план забора и счетчик потребления. Если счетчика нет, то добавляется коэффициент 1,1.

Для забора минеральных вод используется коэффициент 10. Все вопросы налогообложения при использовании водных ресурсов в ст. 333 НК РФ.

Объекты налогообложения налога на игорный бизнес

Игорный бизнес – это сфера, где деньги зарабатываются за счет выигрышей или оплаты азартной игры. Предприниматели ничего сами не производят, товары не продают. Поэтому налог здесь немного отличается от других видов. Глава 29 налогового кодекса РФ полностью посвящена налогообложению игорного бизнеса.

По закону, признаются объектами налогообложения:

  • игровые столы;
  • автоматы;
  • касса тотализаторов;
  • касса букмекерской конторы.

Налоговая база рассчитывается по сумме одинаковых объектов.

На 2018 год ставка по единице каждого объекта имеет свой показатель:

  • 1 игровой стол 25000 – 125000 руб.;
  • 1 игровой автомат 1500 – 7500 руб.;
  • касса тотализатора или букмекерской конторы 25000 – 125000 руб.

Важно! При начислении общего налога суммы по всем объектам суммируются. Налоговым периодом считается месяц. Платежи должны совершаться до 15 числа

Собственники игорного бизнеса обязаны сдавать декларацию.

Объекты налогообложения по налогу на добавленную стоимость (НДС)

НДС подлежит уплате организациями и предпринимателями.

Налог на добавленную стоимость платят ИП и юр. лица:

  1. Реализующие товары и услуги на территории России;
  2. Те, которые ввозят товар в Россию из-за границы.

Полезная информация! Есть исключения, когда НДС не платят. Этим могут воспользоваться те, чья выручка за з года меньше 2 млн. руб. Чтобы использовать возможность и не уплачивать НДС нужно написать Уведомление в ФНС. Регулирует вопрос ст. 145 НК РФ. Кроме этого, освобождены от уплаты предприниматели и организации, которые находятся на УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Для всех остальных этот вид налога обязателен и рассчитывается налоговая база:

  • на день оплаты, предоплаты, аванса;
  • на день отгрузки товара.

Ставка бывает:

  1. 0% – согласно пункту 1 ст. 164 НК РФ

Источник: https://dengikupera.ru/finansy/obekty-nalogooblozheniya-pri-razlichnyh-vidah-naloga/

Водный налог. Кто платит? Пример расчёта, ставки

Объект налогообложения водным налогом

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы.

Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира.

Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/vodnyj-nalog/

Водный налог

Объект налогообложения водным налогом

Водный налог установлен главой 25.2 НК РФ и введен в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством.

В этой статье вы найдете:

1. Кто платит водный налог

2. Ставки водного налога

3. Как посчитать водный налог в 2016 году

Плательщики водного налога

Плательщиками водного налога не признаются организации и физические лица, которые осуществляют водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса России.

За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (ст. 20 ВК РФ). Решение о предоставлении водного объекта в пользование вправе принимать Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ).

Они также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами. Поэтому в статье 333.8 НК РФ уточняется, что организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после 1 января 2007 г.

, водный налог не уплачивают.

Объект обложения водным налогом

Объектами обложения водным налогом в 2016 году являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Установлен перечень видов водопользования, которые не признаются объектом налогообложения. Указанный перечень содержит 15 видов водопользования и является закрытым. В частности, не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Налоговая база по водному налогу в 2016 году

Налоговая база определяется отдельно по каждому конкретному водному объекту и виду водопользования. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, которая забрана из водного объекта за налоговый период. Объем воды, которая забрана из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

Если таковые приборы отсутствуют, то объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

Если невозможно определить объем забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств, то он определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных, по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Если компанией используются водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики, то налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Ставки водного налога в 2016 году

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.

Указанные в Налоговом кодексе ставки применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка налога установлена на год. Поэтому налог за отдельный налоговый период исчисляется как % суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Ставка водного налога в 2016 году при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1000 куб. м воды.

Налоговый период и порядок исчисления водного налога

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января).

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Подлежащий уплате налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения размеров налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Источник: https://www.RNK.ru/article/70615-red-vodnyy-nalog-2015

ЭУП

Объект налогообложения водным налогом

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.

Водным кодексом РФ определено понятие «водного объекта» – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим – это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.Плата за пользование водными объектами была установлена в целях рационального использования природных ресурсов. Плательщиками данного платежа выступали юридические лица, которые непосредственно осуществляли пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию. Взимание платы за водопользование было предусмотрено в следующих случаях: при заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод; при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты; при пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод. Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты платы за пользование водными объектами осуществлялось на основе Закона РФ «О плате за пользование водными объектами».С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • дать характеристику содержания и значения водного налога;
  • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения водного налога;
  • определить налоговую базу водного налога;
  • применять ставки водного налога;
  • рассчитать водный налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Специальное (особое) использование воды физическими лицами для их предпринимательской деятельности осуществляется на основе лицензии. Данный порядок установлен ст. 27 Водного кодекса РФ. Разъяснение понятий «специального и (или) особого водопользования» даны Правительством РФ и Минприроды России1.

Так, например, к специальному водопользованию отнесен забор воды из рек, озер и т. п. для водоснабжения населения, а также для собственных нужд налогоплательщика, при помощи специальных сооружений, технических средств и устройств.

К особому водопользованию отнесено, в частности, использование водоемов для нужд обороны, для сохранения или производства рыбы.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Таблица 6.2

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Вид водопользованияНалоговая база
Забор водыОбъем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м3), определяемый:

  • на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
  • при отсутствии водоизмерительных приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств;
  • в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств – исходя из норм водопотребления
Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошеляхПроизведение объема древесины (тыс. м3) и расстояния сплава (км), деленного на 100
Использование акватории водных объектов в других целяхПлощадь предоставленного водного пространства, определяемая:

  • по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование);
  • в случае отсутствия в лицензии (договоре) данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетикиКоличество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Таблица 6.3

Дифференциация ставок водного налога

Вид водопользованияЕдиница измерения ставкиПримеры дифференциации налоговых ставок
Забор водыВ рублях за 1   тыс.   м3 забранной водыПо экономическим районам (реки и озера):Северо-западный экономический район:Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.По бассейнам морей:Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04
Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошеляхВ рублях за 1 тыс. м3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплаваПо бассейнам рек, озер и морей:Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2
Использование акватории водных объектов в других целяхВ тыс. руб. в год за 1 м2 используемой акваторииПо экономическим районам (реки, озера):Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.По бассейнам морей:Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетикиВ рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергииНева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;Енисей –13,70; Лена – 13,50;Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.
Забор воды водоснабжения населенияВ рублях за 1 тыс. м3 забранной воды70

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.

Вопросы для самопроверки к теме 6.2

  1. Для каких целей введен водный налог?
  2. Назовите состав плательщиков водного налога.

  3. Что отнесено к «специальному и особому водопользованию»?
  4. Что является объектом водного налога?
  5. Какие виды водопользования не относятся к объекту налогообложения?
  6. Каковы особенности определения налоговой базы водного налога по различным видам водопользования?
  7. Каким образом дифференцированы ставки водного налога?
  8. Каковы порядок и сроки уплаты водного налога в бюджет?

Библиография к теме 6.1

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Водный кодекс РФ.

Источник: http://eos.ibi.spb.ru/umk/6_2/5/5_R6_T2.html

Субъекты и объекты налогообложения: главные элементы водного налога

Объект налогообложения водным налогом

Водный налог относится к разряду федеральных сборов. Российская Федерация имеет богатые ресурсы, не только обширные территории, но и водные объекты: реки, моря, озёра.

Промышленное производство использует эти воды для различных целей, от забора до сплава древесины. Такие виды водопользования вместе с налогоплательщиками образуют систему налогообложения водного налога. Главными её элементами являются субъекты и объекты. О том, что они собой представляют, пойдёт речь в статье.

Субъекты

Субъекты водного налога, то есть его плательщики, оговорены в ст. 333.8 НК РФ. Это могут быть любые лица, физические и юридические, а также отдельные бизнесмены. Они должны иметь на руках лицензию, так как их деятельность должна быть связана с особым использованием вод в промышленных целях.

Лицензия на водопользование представляет собой документ, который устанавливает рамки использования водного объекта. В нём должны быть чётко прописаны:

  • сведения о лице, которое будет использовать водоём, вид его деятельности;
  • данные государственного органа, выдавшего документ;
  • площадь объекта для целевого использования;
  • срок для начала работ и срок окончания;
  • обязательства, связанные с уплатой налога;
  • установленные лимиты;
  • требования по защите окружающей среды, по рациональному использованию водного объекта, которые должно соблюдать лицо в процессе разрешённого водопользования.

Водные объекты рассматриваются законодательством как недра, поэтому предоставление вод в пользование и выдача соответствующих лицензий регулируется Законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года.

Согласно его положениям одно лицо может иметь несколько лицензий, то есть осуществлять не один, а несколько видов особого водопользования.

Поэтому часто одно крупное предприятие может иметь разрешение не только на забор воды, но и на использование акватории водоёма.

Вступивший с начала 2007 года Водный Кодекс устанавливает свои правила пользования водными объектами. С этого момента водопользователи заключают специальные договора и получают соответствующие решения от органов государственной власти. Поэтому не считаются субъектами водного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые на основании Водного Кодекса осуществляют:

  • изъятие поверхностных вод;
  • использование акватории;
  • производство электричество на гидроэлектростанциях без забора воды.

После того, как у налогоплательщика закончится срок лицензии на водопользование, его деятельность попадает под действие Водного Кодекса. С этого момента с него снимается обязанность по уплате водного налога. Согласно положениям ВК РФ он обязуется вносить регулярные платежи за водопользование, однако теперь они будут носить неналоговый характер.

Объекты водного налога

Объектами налогообложения водного налога являются только определённые виды специального водопользования. Установлено только 4 случая, когда лицо приобретает обязательства по водному налогу:

  1. забор (изъятие) вод;
  2. пользование акваторией;
  3. отдельно выделено использование рек для сплава леса в специальных ёмкостях;
  4. для производства электроэнергии без изъятия вод.

Между тем статьёй 333.9 НК установлен более длинный список видов пользования водой, которые объектами налогообложения ВН не признаются. В нём перечислено 15 пунктов, среди них:

  • изъятие минеральных и термальных подземных вод;
  • использование воды для тушения огня во время бедствий и катастроф;
  • при изъятии вод водным транспортом для технологических нужд;
  • забор и использование вод для ловли рыбы;
  • эксплуатация акватории для плавательных средств, их стоянки и передвижения;
  • использование специальных сооружений для водоотвода;
  • при пользовании водоёмов для отдыха ветеранов, инвалидов или детей;
  • для оборонительных целей и государственной безопасности;
  • для нужд сельского хозяйства (полив, орошение, водопой животных).

Законом установлен закрытый перечень объектов ВН и тех видов водопользования, которые не входят в их число. Поэтому любой вид деятельности, не указанный в списке объектов налогообложения, к их числу не относится.

Большое значение имеет информация, указанная в лицензии у налогоплательщика. Например, у предприятия есть разрешение на забор воды из скважины, но эта вода используется только для тушения пожара.

В этом случае предприятие не освобождается от водного налога, если в лицензии не будет указана цель использования вод для пожаротушения.

Налогоплательщик должен будет внести в документ соответствующие изменения.

Важная информация

Любая деятельность по использованию водного объекта в промышленных целях должна быть лицензированной.

Самовольное использование водоёма без оформления лицензии или специального договора в соответствии с КОАП РФ грозит привлечением ответственного лица к административной ответственности.

При этом отсутствие специального разрешения на водопользование не освобождает организацию от уплаты водного налога.

Не соблюдение сроков сдачи отчётности или уплаты налога приводит к административной ответственности в виде штрафа. Нарушением также считается уплата налога не в полном объёме или искажение налоговой базы.

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/vodnyj/subekty-i-obekty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.