+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Модель экономического роста России 2018 года

Содержание

Место России в мировой экономике 2018

Модель экономического роста России 2018 года

По мнению экспертов, наш вклад в глобальное хозяйство постепенно снижается и нужно предпринимать срочные меры для изменения этого тренда. Сегодня рассмотрим место России в мировой экономике 2018, оценим ВВП на душу населения, узнаем, что страна экспортирует, в каких объемах, а также кто является нашими ключевыми внешнеторговыми партнерами.

Но сначала хотелось бы подвести небольшие итоги за 2017 год. Важной победой можно назвать то, что страна, наконец, обуздала инфляцию. По итогам 2017 года она составила 2,5%. Это рекорд. Такого минимального уровня инфляции страна не видела за всю свою новейшую историю.

При этом в планах у ЦБ стояла цель по инфляции в размере 4%, однако, как видим, планку удалось перевыполнить. До этого рекордно низкий уровень инфляции был зафиксирован в 2011 году, когда цены выросли всего на 6,1%.

Положительной тенденцией можно назвать то, что российская валюта снизила свою зависимость от цен на нефть.

Еще совсем недавно рубль практически полностью повторял движение черного золота, дорожая при росте цена на нефть и слабея при их падении.

Однако сегодня взаимосвязь этих двух величин снизилась более чем в 2 раза. Бывают периоды, когда данные активы и вовсе двигаются в разных направлениях.

Специалисты отмечают влияние на эти процессы нового бюджетного правила. Суть его в том, что на полученные сверхдоходы при цене нефти от 40 долларов и выше Минфин закупает валюту.

А вот следующий итог минувшего года нельзя назвать оптимистичным. Реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться уже несколько лет подряд. За прошлый год они снизились еще на 1,7%.

Рост экономики
Будем надеяться, что рост экономики обеспечит рост доходов населения, хотя и здесь оснований для радости немного.

По итогам 2017 года, чиновники оценивают рост ВВП на уровне 1,4-1,8%. Для развивающейся экономики подобные темпы роста нельзя назвать удовлетворительными.

Для сравнения, предварительные оценки в США показывают, что рост ВВП по итогам минувшего года составил 2,5%.

Чтобы понять место России в мировой экономике, достаточно оценить вклад, который экономика страны вносит в мировой ВВП. Поводов для оптимизма здесь немного. Наша доля с каждым годом становится все меньше.

ТОП-15 стран по объему ВВП (данные Всемирного Банка)

Страна1990 год (млн долларов)2016 (млн долларов)
США5,979,58918,624,475
Китай360,85711,199,145
Япония3,139,9744,940,158
Германия1,764,9673,477,796
Великобритания1,093,1692,647,898
Франция1,275,3002,465,453
Индия316,6972,263,792
Италия1,177,3261,858,913
Бразилия461,9511,796,186
Канада593,9291,529,760
Южная Корея279,3491,411,245
Россия516,8141,283,162
Испания535,1011,237,255
Австралия311,4251,204,616
Мексика262,7091,046,922

С точки зрения объема ВВП в текущих долларах экономика страны находится на 12 месте. Хотя, начиная с 1990 года ВВП России удвоился, этого оказалось недостаточно, чтобы занять весомые позиции в глобальной экономике. Доля страны мировом ВВП находится вблизи 1,7%. На долю же США приходится почти четверть мировой экономики.

ТОП-15 стран по объему ВНД по ППС (данные Всемирного Банка)

Страна1990 год (млн долларов)2016 год (млн долларов)
Китай1,122,93221,364,867
США5,922,92418,968,714
Индия973,8248,608,656
Япония2,420,0185,433,826
Германия1,567,9434,109,496
Россия1,185,8583,305,725
Бразилия972,0353,080,633
Индонезия484,3932,934,343
Франция1,036,6692,818,069
Великобритания961,6282,763,382
Италия1,038,9992,328,952
Мексика498,3852,264,933
Турция325,6251,920,864
Южная Корея354,2531,833,914
Саудовская Аравия465,1551,802,762

Правда, объем ВВП в текущих долларах — это не совсем объективный показатель. Такой показатель, как валовый национальный доход по паритету покупательной способности дает более реалистичную картину мира, нежели ВВП по номиналу. Здесь уже Россия находится на 6 месте в мире. Вклад страны в мировую экономику оценивается в 2,75%. Впрочем, это все равно не так и много по сравнению с лидерами. У Китая вклад в глобальную экономику находится на уровне 17,5%, у США – на уровне 15%.

Если смотреть с точки зрения ВВП по ППС на душу населения, то для России показатель составляет чуть более 23 тыс. долларов в 2016 году. В Казахстане он превышает 25 тыс. долларов, в США составляет 57,6 тыс. долларов, в Люксембурге — 103,5 тыс. долларов.

Экспорт
Оценивая место России в мировой экономике, нельзя не обратить внимание на структуру отечественного экспорта. Например, по данным ФТС за 2016 год, страна вывезла товары и сырье на сумму 287,6 млрд долларов.

Как можно было догадаться, существенную долю нашего экспорта составляет сырье. Например, поставки в страны дальнего зарубежья топливно-энергетических товаров (нефть, газ, уголь) составили 62% всего экспорта. Еще 10% пришлись на металлы и изделия из них.

7,3% — это поставки машин и оборудования, 6% — доля химической продукции в экспорте. На долю продовольствия приходится 5% экспорта, на долю лесоматериалов и бумажной продукции – 3,3%.

Импорт
Из стран дальнего зарубежья в 2016 году страна чаще всего ввозила машины и оборудование. Их доля в товарной структуре составила 50,2%. На втором месте с долей в 19% находится продукция химической промышленности. Доля продовольствия составила 12,5%.

Также активно ввозят в страну текстильные изделия и обувь. Доля составила 5,8%. Удельный вес ввозимых металлов и изделий из них находится на уровне 5,3%.

Ключевые внешнеторговые партнеры
В тройку основных партнеров России в 2016 году входили Китай, Германия, Нидерланды. Товарооборот с этими странами составил 66,1 млрд, 40,7 млрд и 32,3 млрд долларов соответственно. Также в топ-10 попали США, Италия, Япония, Турция, Республика Корея, Франция, Польша.

На долю ЕС, который является крупнейшим экономическим партнером страны, приходится почти 43% российского товарооборота. На страны АТЭС (Китай, Япония, Корея) приходится 30% товарооборота.

 Loading …

Если нужны деньги, то советуем заглянуть в наш материал «Срочный займ на карту: мгновенно, 24/7, без отказа«

Источник: https://www.kubdeneg.ru/mesto-rossii-v-mirovoi-ekonomike-2018/

Особенности роста экономики России в 2017 и 2018 годах: стимулы и ограничения

Модель экономического роста России 2018 года

В 2014–2015 гг. резкое негативное изменение условий торговли привело к потере валового внутреннего дохода России на 13–14% (в 2015 г.). Однако реальный валовой внутренний продукт снизился только на 2,5% (и еще на 0,2% – в 2016 г.). В 2017 г.

российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП (около +1,5%). При этом рост мировой экономики в 2017 г. оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням благополучных нулевых годов.

Положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе.

А применительно к России – что мы вышли на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочном перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

В целом экономические результаты 2017 г. находятся в рамках ожиданий, причем, пожалуй, ближе к их верхней границе.

Следует учитывать, что структурные темпы роста ВВП, зависящие от совокупной факторной производительности, имеющегося объема труда и капитала, в последние годы опустились до 1,0–1,5% в год.

Поэтому в условиях сокращающейся численности экономически активного населения без повышения эффективности экономики рассчитывать на более быстрый рост трудно. Условия торговли хотя и улучшились (в частности, цены на нефть сорта Urals оказались в 2017 г.

примерно на 25% выше, чем в 2016 г. –  53,1 долл./барр. против 41,9 долл. годом ранее), тем не менее они были хуже, чем в среднем за последние 10 лет. Иными словами, внешний сектор по-прежнему не мог внести заметный положительный вклад в темпы роста экономики.

Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5–2,0% в год, наблюдаемым в 2017 г. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 г.

2017 г. и деловой цикл

Следует обратить внимание на некоторые особенности понимания делового цикла в современной экономической теории.

Теория реального делового цикла предполагает влияние на экономическую динамику множества случайных, непредсказуемых шоков, которые «зашумляют» возможные циклические (в классическом понимании) колебания экономики и выделение фаз цикла становится условным и, как правило, проводится ex post с заметным опозданием (см., например, практику датировки бизнес-циклов Национальным бюро экономических исследований США.

Можно указать на ряд признаков, которые характерны как раз для фазы выхода экономики из нижней точки делового цикла.

Во-первых, это возобновление инвестиционной деятельности компаний. В 2017 г. картина с динамикой инвестиций в основной капитал выглядела заметно лучше ожиданий. По итогам первых трех кварталов 2017 г. индекс инвестиций в основной капитал составил 104,2% к соответствующему периоду 2016 г.

, и по итогам года инвестиции выросли в реальном выражении, по нашим оценкам, на 3,5–3,8%.

Рост инвестиций является также следствием капиталовложений государства и компаний (как государственных, так и частных) в крупные проекты, такие как Крымский мост, инфраструктура к чемпионату мира по футболу, инфраструктура, транспорт и городская среда в Москве и некоторых других крупных городах.

Во-вторых, это изменение модели поведения населения в области сбережения. Несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2017 г.

на 1,7% (преимущественно – из-за отсутствия индексации заработных плат бюджетников, социальных выплат и отрицательной переоценки валютных сбережений при росте номинального курса рубля), в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, в том числе примерно на 12% увеличились продажи легковых автомобилей, возобновилось расширение розничного кредитования, быстро растет объем выданных ипотечных кредитов.

В-третьих, это снижение уровня неопределенности и рисков в экономике, в том числе благодаря последовательной экономической политике государства. В 2017 г. ЦБ РФ неоднократно понижал ключевую ставку, однако инфляционные ожидания снижаются значительно медленнее.

Когда мы говорим об уровне реальных процентных ставок, правильнее их измерять не как разницу между номинальной ставкой и текущей инфляцией, а как разницу между номинальной процентной ставкой и ожидаемой инфляцией. Поэтому в 2017 г.

, по мере снижения ключевой ставки и при относительно стабильных высоких инфляционных ожиданиях, мы пришли к ситуации не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных процентных ставок, что понизило альтернативную стоимость денег в экономике и тоже стимулировало инвестиционную активность.

Косвенным подтверждением улучшения ожидаемых условий ведения бизнеса в России можно также назвать перемещение России в рейтинге Doing Business на 35-е место (по сравнению со 120-м местом в 2012 г.).

Рост-2018: какие существуют риски

Если говорить об оценке ситуации в 2018 г., на данный момент мы видим значительное число рисков и ограничений, переходящих из года в год, которые препятствуют ускорению роста.

В частности, хотя мы и ожидаем некоторого ускорения структурных темпов роста (ближе к 1,5–2,0% в год) вследствие увеличения инвестиционной активности предприятий и снижения неопределенности в экономике, продолжается сокращение численности экономически активного населения, а темпы роста совокупной факторной производительности без проведения серьезных структурных реформ остаются ниже, чем были в 2000-х годах. Наметившийся рост цен на нефть на рубеже 2017/2018 гг., продление соглашения ОПЕК+ позволяют нам пересмотреть в сторону повышения прогноз ожидаемых в текущем году цен на нефть с 50–52 до 55–60 долл./барр., однако вклад внешнеторговой составляющей в ВВП остается отрицательным. Кроме того, как показал опыт 2012–2014 гг., зависимость экономики в целом от уровня цен заметно снизилась.

Циклическая составляющая роста остается положительной, однако нам видится ряд ограничений темпов в 2018 г., что не позволит экономике в целом, если говорить об инерционном сценарии, расти быстрее, чем на 1,5–2,0% в год:

  • Завершение балансировки на рынке труда (отчасти «смазанной» вследствие сокращения численности экономически активного населения по демографическим причинам) и снижение стоимости труда в экономике. В 2015 г. после девальвации рубля и ускорения роста цен доля заработной платы в ВВП снизилась на 1,0–1,5 п.п. Однако за 2016 г. эта тенденция развернулась и к настоящему времени доля фонда заработной платы в ВВП превысила предыдущие максимумы. Иными словами, позитивный эффект от корректировки заработной платы полностью исчерпан, и издержки компаний на труд снова повышают себестоимость производимой продукции.
  • Рост инвестиций в основной капитал отчасти остается загадкой, так как статистика показывает сокращение доли прибыли компаний в ВВП, возобновление (после короткого перерыва во 2 полугодии 2016 г.) накопления остатков на депозитных счетах компаний в банках, отсутствие расширения банковского кредита нефинансовому сектору. В то же время с учетом эффекта акселератора текущий экономический рост через увеличение желаемого объема капитала должен привести к более высоким темпам инвестиций и в 2018 г.
  • Неопределенность (по крайней мере на протяжении I квартала) относительно будущей экономической политики правительства РФ после президентских выборов и, соответственно, возможного изменения делового и инвестиционного климата в России. Также на протяжении всего года неопределенность для инвесторов, вероятно, будет поддерживаться риском введения новых санкций со стороны США.
  • Усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров (не только углеводородов), что сдерживает возможности для наращивания физических объемов нашего экспорта, даже при повышающихся ценах на эти товары.
  • Исчерпание потенциала роста экспорта в сельском хозяйстве. Аграрный сектор экономики и переработка продуктов питания стали заметным фактором экономического роста в 2014–2017 гг. – сначала как реакция на введение продуктового эмбарго со стороны РФ, а потом – в результате благоприятных климатических условий и рекордных урожаев, завершения ряда крупных инвестиционных проектов в аграрном секторе, начатых еще до 2014 г. Однако с началом кризисных явлений число новых подобных проектов в этой сфере заметно снизилось, а без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедляется.

Что делать?

Таким образом, вопрос о повестке экономических реформ после выборов в марте 2018 г. и формирования нового состава правительства остается центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений.

По нашему мнению, сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточно для достижения в 2018 г. темпов роста реального ВВП не ниже 2,5%.

Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры.

По нашему мнению, первоочередными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, могли бы стать:

1. Бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей. В частности, Центр стратегических разработок предлагает нарастить производительные расходы бюджета к 2024 г.

с текущих 11% ВВП до среднеевропейского уровня в 13,5–14,0% ВВП, тем самым преодолеть хроническое недофинансирование (как по международным меркам, так и по требованиям приоритетов внутренней политики) расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие и являющихся приоритетными для граждан.

При этом вкладывать следует только в те проекты и по тем направлениям расходов, которые имеют наибольшую готовность к структурным преобразованиям, чтобы обеспечить требуемую эффективность.

Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие 6 лет на уровне не ниже 34,0% ВВП, а по федеральному бюджету – не ниже 16,5–17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила.

Согласно расчетам ЦСР, перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным в результате «бюджетного маневра» могло бы повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п.п. на горизонте 3–5 лет, а в долгосрочной перспективе обеспечить до 1% дополнительного ежегодного роста.

2. Масштабное разгосударствление экономики.

Это позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто. Уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.

Немаловажным является и бюджетный аспект приватизации. В соответствии с бюджетными проектировками на 2018–2020 гг. предполагается проведение достаточно жесткой бюджетной политики: расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. будут примерно равняться расходам в 2017 г.

, что означает их сокращение на 10% в реальном выражении (с учетом инфляции). При этом Россия остро нуждается в повышении инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру, которые должны стать приоритетными направлениями бюджетных расходов.

Проведение приватизации позволит изыскать дополнительные ресурсы на финансирование данных направлений.

В качестве альтернативы можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на экономику, однако в условиях необходимости ускорения темпов экономического роста увеличение налогов вряд ли целесообразно.

3. Либералиазция регулирования внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры, открытость экономики России в большей степени будут способствовать возвращению инвесторов (в том числе и с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики, чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на перемещение товаров, капитала и факторов производства. В части налогового администрирования работа Федеральной налоговой службы может быть поставлена в один ряд с лучшими примерами мировой практики, однако совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы только началось. В целом, в части регулирования движения капитала, валютного регулирования мы, на наш взгляд, серьезно отстаем от развитых стран.

Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий.

Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Авторы – директор по научной работе Института Гайдара и научный руководитель Института Гайдара, проректор по науке РАНХиГС, ректор ВАВТ

Читать «Мониторинг экономической ситуации в России», № 2 (63), февраль 2018г.

Источник: http://economytimes.ru/kurs-rulya/osobennosti-rosta-ekonomiki-rossii-v-2017-i-2018-godah-stimuly-i-ogranicheniya

Экономика России в 2018 году: прогноз экспертов, последние новости

Модель экономического роста России 2018 года

Экономика России в 2018 году переживает не лучшие времена. Прогноз экспертов неутешительный. Многие заводы закрываются, производства останавливаются, рабочие остаются не трудоустроенными. Вместе с тем растет инфляция, уровень покупательской способности постепенно снижается. Ниже рассмотрим последние новости о том, что ждет страну в плане экономики.

Как будет развиваться экономика

Буквально за несколько лет экономика России перешла в стадию рецессии. Она сильно изменилась. В 2014 году экономическая ситуация в Российской федерации была не самой худшей по сравнению с другими государствами. В то время нефть стоила около 100 долларов за баррель. Средняя зарплата по стране составляет около 1000 долларов. Сегодня нефть упала до планки 45 долларов за баррель.

Вместе с тем снизились доходы у населения. Уровень жизни стал ниже практически в 2 раза. Сейчас средний заработок россиянина составляет около 400 долларов. При падении стоимости нефти, будет ухудшаться уровень жизни населения в Российской Федерации, экономика не выйдет из кризиса.

У правительства РФ недальновидная политика. Для построения новой экономики необходима основа. Важно уменьшить зависимость от экспорта газа и нефти. К примеру, венесуэльская экономика была построена исключительно на экспорте нефти, поэтому вошла в кризис.

Уровень жизни стал ниже в 2 раза

Наравне с экономическими проблемами в стране есть социальные издержки.

Правительство Российской Федерации не в состоянии обеспечивать выполнение социальных обязательств, которые она взяла на себя. В резервном фонде заканчиваются средства.

При продолжении развития экономики в таком же темпе, еще более остро встанет вопрос с выплатами пенсионных накоплений и различных социальных дотаций.

Ранее политики надеялись на то, что расширение территории РФ принесет дивиденды. Присоединение Крыма требует финансовых вложений из бюджета государства. Для крымчан нужно поставлять воду, электроэнергию и газ.

Такой новый субъект РФ обходится дорого в плане обслуживания для российской экономики. Растет недовольство населения. Они не согласны с выбранной государственной политикой. Ярким примером служат протесты по всей территории страны. С требованиями выступали дальнобойщики.

В 2000-ых годах все силы были кинуты на строительство бюрократического аппарата. Сегодня там главенствуют коррупционные схемы. При бездействии власти может произойти социальный взрыв в ряде регионов Российской Федерации. Это связано с тем, что экономика России в 2018 году находится в полной стагнации. Об этом свидетельствуют последние новости и прогноз экспертов.

Присоединение Крыма потребовало дополнительных вложений

Экономическая и социальная напряженность

Во время выборов 2018 года таким экономическим состоянием страны и социальной напряженностью может воспользоваться Запад. Не исключен обвал котировки нефти. Некоторые политические эксперты ссылаются на то, что Россия может разделиться на несколько субъектов. На данном этапе важно выплатить большую часть государственного долга России и стабилизировать государственный фонд.

Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в РФ обуславливается следующими факторами:

  1. Зависимость от продажи энергоносителей.
  2. Большой государственный аппарат, требующий постоянных денежных вложений.
  3. Высокий уровень коррупции в стране.

Некоторые аналитики сходятся во мнении, что основной кризис пришелся на 2015 год. Они считают, что сегодня страна встала на путь экономического развития. Важно совершенствовать государственное управление, только такими действиями можно выйти из кризиса. Параллельно с этим современность бросает вызовы.

Систему необходимо корректировать. Между властью, бизнесом и людьми должны быть установлены доверительные отношения.

Политикам предстоит увеличивать пенсионный возраст. Это также может вызвать недовольство в обществе. Экономисты считают, что в 2018 году ВВП вырастет примерно на 3%. Специалисты из Международного валютного фонда надеются, что в этом году Россия начнет выход из рецессии. Постоянный прирост экономики должен составлять более 1%.

В стране снижается количество добычи нефти. Это связано с падением цен на такой вид топлива. Со стороны Евросоюза произойдет усиление санкций. Тяжелая экономическая ситуация в России будет до 2020 года. Еврокомиссия составила прогноз, согласно которому ВВП России 2015 году упал почти на 4%.

Прогнозы цен на нефть

Прогнозы экспертов

Сегодня уровень инфляции составляет 6%. Это отражается на том, что экономика в России в 2018 году переживает стагнацию. Прогноз экспертов и последние новости говорят о том, что стране нужна политическая и экономическая реформа.

Между правительством Российской Федерации и обществом был заключен негласный договор о финансовой стабильности. Важно поддерживать благополучие нации в 2018 году. Экономика России не должна продолжать падение, важно зафиксировать ее на существующем уровне.

Прогноз экспертов свидетельствует о том, что последствия кризиса непредсказуемы. Последние новости дают представление о состоянии экономики в Российской Федерации. Банк России сообщает о неутешительных тенденциях.

За несколько месяцев 2017 года из страны произошел отток капитала, равный более чем 15 миллиардам долларов. Это в два раза выше, чем в 2016 году. Важно ослабить рубль, это положительно повлияет на ситуацию в экономической сфере в России.

Поскольку многие компании ориентируются на экспорт, то доход исчисляется в чистой валюте.

Негативными составляющими в развитии экономики в стране являются следующие факторы:

  • рабочая сила в поисках более высоких заработков уезжает за рубеж;
  • не созданы условия для развития малого и среднего бизнеса;
  • происходит постепенный отток капитала из страны.

Кроме того, в государстве ухудшается демографическая ситуация. В будущем могут возникнуть проблемы с квалифицированной рабочей силой.

Отток капитала из страны

Всемирный банк: прогноз

Эксперты Всемирного банка провели исследование, которое включает в себя всесторонние показатели. В нем были выделены основные характеристики российской экономики и сформулированы направления по выходу из кризиса. Аналитики сделали рекомендации по стимулированию темпов восстановления роста экономической сферы на ближайшие несколько лет.

Специалисты предложили провести реформы в государстве, к примеру, применить инновационные подходы для урегулирования бизнеса. Можно убрать ограничения в законодательной сфере. Нужно избегать административных решений, которые негативно влияют на развитие бизнес-структур.

Экономика России в 2018 году

Работники Всемирного банка обращают внимание на то, что в России не создано в достаточной степени рыночной инфраструктуры. Присутствуют ограничения в инновационной сфере. Основные фонды выглядят изношенными, в инвестиционном климате есть проблемы.

Экономисты рекомендуют стимулировать развитие навыков квалификации трудоспособного населения. Многие работники, имеющие высшее образование или специализированные знания, не могут реализоваться в своей профессии.

В части вина лежит на отсутствии стимулов со стороны работодателей. Также важен вопрос пенсионного обеспечения. Сегодня у государства недостаточно средств, чтобы выплатить в нужном количестве пенсии по возрасту.

Для этого следует повысить планку пенсионного возраста.

Источник: https://PensiyaPortal.ru/ekonomiya/ekonomika-rossii-v-2018/

Экономическая ситуация в России в 2018 году

Модель экономического роста России 2018 года

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции.

Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%.

Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости.

Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов.

Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой.

Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг.

чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Источник: http://2018god.net/ekonomicheskaya-situaciya-v-rossii-v-2018-godu/

Новую модель экономического роста России отвязали от

Модель экономического роста России 2018 года

 В закладки

Цены на нефть действительно больше не могут быть драйвером роста российской экономики и по данному тезису необходимо согласиться с Центробанком РФ – считает ведущий эксперт Экономической экспертной группы Вячеслав Григоров.

Центробанк РФ считает, что больше нельзя делать ставку на нефть

Дело в том, что глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина заявила, что в обозримой перспективе темпы роста экономики нашей страны не превысят диапазон в 1,5-2 процента годовых, причем так будет даже в случае дальнейшего роста цен на нефть.

По мнению главы главного российского финансового регулятора, предыдущая модель отечественного экономического роста себя полностью исчерпала. Поэтому даже в том случае, если нефтяные котировки на глобальном рынке поднимутся до рубежа в 100 долларов за баррель, все равно чрезвычайно маловероятно, что темпы роста российской экономики превысят 1,5-2 процента в год.

Кроме того, Набиуллина отметила, что основные усилия Центробанка РФ сегодня направлены не на укрепление курса рубля, а на стабилизацию банковского сектора, как главного условия стабильного развития отечественной финансовой системы.

Интересно также, что эти категоричные выводы прозвучали в интервью Набиуллиной американскому изданию The Wall Street Journal, пусть и в них нет ничего удивительного, поскольку данная точка зрения является в России мейнстримом.

России нужны новые драйверы экономического роста

Еще в 2012-13 годах, когда стало окончательно ясно, что российскую экономику ждет замедление, экспертное сообщество пришло к выводу, что модель роста, основанная на экспорте углеводородов, доживает последние дни, и России необходимо искать новые драйверы роста.

Это не значит, что от углеводородов нужно отказываться, просто последние больше не могут быть источником того стремительного экономического роста, который наблюдался в отечественной экономике на протяжении нулевых годов.

Соответственно, необходимо искать другие возможности, но данный процесс усугубили события 2014 года, когда вследствие западных санкций, российская экономика оказалась серьезно ограниченной в инструментах для собственного развития.

«В начале нулевых годов рост цен на нефть был главным фактором экономического роста в нашей стране, причем очень многие эксперты еще в конце прошлого десятилетия пришли к выводу, что данный тренд начинает исчерпывать себя. Просто было видно, что рост экономики начал замедляться даже при вполне позитивной нефтяной конъюнктуре», – констатирует Григоров.

В этом ничего удивительного нет, поскольку не надо забывать еще и про то обстоятельство, что рост российской экономики в нулевые годы имел восстановительный характер, что также сказалось на рекордных показателях прошлого десятилетия.

Россия пережила стремительный рост в нулевые годы

Достаточно вспомнить, что в 2000-м году, который стал первым годом правления президента РФ Владимира Путина, рост отечественной экономики достиг 10 процентов в год, дальше цифры были скромнее, но в 2006-07 годах экономический рост был выше 8 процентов.

«Замедление до 5,2 процентов произошло в предкризисный 2008 год, причем кризис только усилил данный процесс в России, после чего экономический рост не выходил больше за пределы 4,5 процентов годовых», – резюмирует Григоров.

Примечательно, что с позиции сегодняшнего дня цифры начала десятых годов также выглядят отличными – 4,5 процента в 2010 году, когда экономика начала восстанавливаться после падения на 8 процентов в 2009, 4,3 в 2011 и 3,3 в 2012 при замедлении инфляции до 6,6 процентов.

Это были хорошие показатели, но дальше их поддерживать оказалось невозможно, причем именно из-за уменьшения влияния экспорта углеводородов на рост отечественной экономики, поэтому события 2014 года носят здесь вторичный характер.

«Все это привело к однозначному выводу, что для дальнейшего экономического роста в России нашему народному хозяйству нужны структурные изменения, причем полномасштабные и затрагивающие весь российский уклад», – заключает Григоров.

Россия будет искать новые драйверы экономического роста

По словам Владислава Эдуардовича, это именно уход от нефтяной зависимости, что сейчас стало одним из направлений работы правительства РФ, и ставка на нефтегазовый сектор, что и послужило основой для данного заявления Набиуллиной.

«Соответственно, цены на нефть больше не могут стать драйвером роста нашего народного хозяйства даже в том случае, если они поднимутся до 100 долларов за баррель и выше, и это объективная экономическая ситуация», – констатирует Григоров.

Естественно, высокие цены на нефть России выгодны, поскольку позволят увеличить доходы федерального бюджета и привести к балансу нашу финансово-экономическую ситуацию, но залогом экономического роста станет развитие реального сектора российской экономики. Это и сельское хозяйство, и перерабатывающая промышленность, и многие другие направления народного хозяйства.

«Нам нужно искать экономический рост не в нефти, а в других секторах экономики – сельском хозяйстве, несырьевом экспорте и во всем другом, что будет выгодно развивать в рамках отечественного экономического уклада», – резюмирует Григоров.

Как замечает эксперт, здесь нужны структурные реформы экономики, под которыми имеется в виду стимуляция инвестиционной активности, политика противодействия выводу средств за рубеж и многие другие изменения в нашей экономической политике.

«Нужно, чтобы средства, которые зарабатываются в России, инвестировали в наше народное хозяйство. Кроме того, это улучшение качества государственного регулирования и снижение давления на отечественный бизнес», – заключает Григоров.

Читайте нас в Яндексе

Дмитрий Сикорский

Источник: https://rueconomics.ru/345307-novuyu-model-ekonomicheskogo-rosta-rossii-otvyazali-ot-neftyanoi-igly

Новая модель экономики России: рост 5% в год

Модель экономического роста России 2018 года

Российская академия наук опубликовала комплексный доклад «Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста России». Цифры впечатляют: рост валового внутреннего продукта к 2021 году возрастёт до 4,9 процента ежегодно!

Пока депутаты обсуждают бюджет

Вряд ли можно назвать случайностью то, что академический доклад был обнародован в дни, когда в Государственной Думе обсуждают проект федерального бюджета на 2018-й и плановый период 2019-2020 годов.

В документе, разработанном в Минфине, содержатся совсем другие показатели — рост ВВП прогнозируется к 2020 году в пределах 2,3 процента.

И хотя министр финансов России Антон Силуанов сделал достаточно радикальное заявление на пленарном заседании нижней палаты, обозначив перспективный рост экономики в 3,2 процента (что не зафиксировано в бюджетных законопроектах), разница с расчётами РАН остаётся принципиальной — более чем в полтора раза.

Подчеркнём, что в любом варианте — правительственном или академическом — достижение заданных параметров будет означать, что российская экономика перешла на уровень расширенного воспроизводства и начинает догонять первую пятёрку мировых лидеров. Правда, с разной скоростью. Читайте по теме

Откуда такая разница в оценках? И кто более объективен, рассуждая о перспективах российской экономики? Ответ на эти вопросы достаточно прост. Правы и правительственные практики — составители бюджета, и российские академики, теоретики-фундаменталисты.

Если экономика будет развиваться в рамках нынешней модели, которая действует без особых изменений четверть века, то надо ориентироваться на показатели Минфина.

Если же будет реализована академическая концепция, которая основывается на разработках многих теоретических школ и институтов, в том числе и предложениях депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то вполне достижимы почти китайские темпы роста.

Напомним, что разработка новой экономической модели была поручена трём структурам: Министерству экономического развития, которое сейчас возглавляет Максим Орешкин, Центру стратегических разработок и его руководителю Алексею Кудрину и Столыпинскому клубу с председателем Борисом Титовым.

Сроки были поставлены жёсткие — к июню 2017 года новая концепция должна была быть утверждена.

Почему этого не произошло? Видимо, предложения всех разработчиков не были настолько убедительны, чтобы высшее политическое руководство безоговорочно приняло фундаментальное решение, определяющее развитие страны в крайне непростых внешнеполитических обстоятельствах.

Выбор в пользу производства

Между тем концепция РАН принципиально отличается от стратегии, предлагаемой Правительством в бюджетном пакете законопроектов. В первую очередь — источниками инвестиций и направлениями структурной реформы в экономике.

Если говорить простыми терминами, то подъём экономики, согласно правительственному законопроекту, будут обеспечивать частные инвестиции и рост потребительского спроса, как бы сами по себе, на личной инициативе участников рынка при подчинённой роли государства.

Сохранится структура валового внутреннего продукта, который сегодня более чем на половину формируется за счёт разного рода услуг.

В докладе РАН обозначен другой путь.

Да, частные средства нужно и возможно привлекать в инвестиции, но государство должно быть основным «драйвером» этого процесса, развивая перспективные отрасли, работающие на потребительский рынок, такие, к примеру, как сельское хозяйство и перерабатывающие производства. Бюджетные вложения должны составлять не менее пяти триллионов рублей в год, чтобы запустить мощный подъём экономики через новые инвестиционные институты. Читайте по теме

Заметим, что эта цифра — пять триллионов инвестиционных рублей — впервые была названа вовсе не российскими академиками, а Максимом Орешкиным, министром экономического развития в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме, что стало достаточно неожиданным событием: ведь либеральные экономисты, к которым относят и Орешкина, жёстко критиковали альтернативную концепцию Столыпинского клуба за то, что там обосновывалась необходимость инвестиций всего в 1,5 триллиона рублей!

В совокупности, как утверждается в комплексном докладе РАН, бюджетные инвестиции и частные капиталовложения не только позволят гарантированно нарастить темпы роста до 4,9 процента, но и обеспечат качественные изменения в экономике.

Казну и рынок будут наполнять не банки, посреднические финансово-валютные конторы, гипертрофированные торговые сети и прочие организации из сферы услуг: в структуре ВВП в четыре раза увеличится доля средне- и высокотехнологичных производств, вдвое возрастёт вклад образования, здравоохранения и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это станет основой для того, что доля инвестиций в ВВП составит 25 процентов: это, конечно, не 39 процентов в КНР периода «разбега» в 2005-2013 годах, но и не абсолютно недостаточные российские 15—18 процентов в кризисные 2014-2016 годы.

Чем закончится сопоставление идей? Пока сказать трудно. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству назвал правительственный макропрогноз «несостоятельным».

В свою очередь, экспертами Центробанка и НИУ ВШЭ раскритикованы идеи о пятитриллионных инвестициях: «таких денег в стране нет, а если бы и были, то это означает крах антиинфляционной политики».

В любом случае ясно одно: если нет жёстко определённой концепции экономического развития, её место могут занять разного рода импровизации и плохо рассчитанные прогнозы — совсем уж негодные инструменты, чтобы поднять экономику.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/novaya-model-ekonomiki-rossii-rost-5-v-god.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.