+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как вести учет доходов и расходов в бюджетном учреждении

Содержание

Бюджетный учет: доходы и расходы будущих периодов — статья

Как вести учет доходов и расходов в бюджетном учреждении

Наличие доходов и расходов будущих периодов значительно усложняет учет движения средств. Разберем причины, при которых возникают такие суммы, рассмотрим, как правильно выстроить бухгалтерский учет и учетную политику организации.

Речь идет о денежных средствах, которые учреждение по факту получило (начислило), но учитываться они будут в других, еще не наступивших периодах, например:

  • арендная плата, перечисленная за какой-то длительный период единым платежом;
  • доходы по соглашениям о субсидиях, в том числе целевых, которые будут предоставлены в следующем отчетном году;
  • средства, полученные из бюджета на определенные цели, но не истраченные в отчетный период;
  • предстоящие поступления по недостачам за прошлые периоды;
  • доходы от подписки на газеты / журналы / электронные СМИ;
  • доходы от абонентской платы, продажи годовых/квартальных/месячных абонементов;
  • предстоящий возврат обнаруженных недостач и пр.

Этот перечень может быть дополнен иными позициями согласно отраслевой специфике или иным потребностям учреждения. Главное — перечислить их в учетной политике с указанием критериев отнесения сумм к разряду доходов будущих периодов. Например, к ним можно причислить спонсорскую помощь и гранты при условии, что они будут работать как долгосрочный актив.

Как вести учет

В бухгалтерском учете доходы рассматриваемого типа фиксируются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). За основу берутся виды доходов, прописанные в плане ФХД, в разрезе договоров, контрактов и соглашений. Суммы отражаются на счетах аналитического учета:

  • 0 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;
  • 0 401 40 189 «Прочие доходы будущих периодов» и пр.

На товары/работы/услуги, облагаемые НДС, учреждение обязано начислить сумму налога в момент зачисления средств от их реализации. В расчете следует использовать алгоритм расчета авансов (ставки 10/110 или 18/118). В дальнейшем начисленные суммы НДС можно принять к вычету.

Когда наконец наступает период, к которому относятся учтенные ранее доходы, их сумму переводят на текущие доходы учреждения. Оформить это можно такой операцией:

операцииДебетКредит
Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов0 401 40 1XX0 401 10 1XX

Расходы будущих периодов: что к ним относится

Расходы также могут быть начислены учреждением в одном отчетном периоде, но относиться к будущим временным отрезкам. К таким суммам можно отнести: 

  • затраты на страхование имущества учреждения, гражданской ответственности работников;
  • отпускные выплаты;
  • приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами на протяжении нескольких отчетных периодов;
  • подготовительные работы к дальнейшему производству;
  • оплата ремонта ОС, который ведется неравномерно;
  • расходы, направленные на освоение передовых технологий, установку нового оборудования;
  • расходы на рекламу и пр.

Учреждение при необходимости имеет право закрепить в учетной политике другие виды расходов, например стоимость лицензирования нового вида деятельности. Важно не перепутать расходы будущих периодов с резервами на будущие расходы — для них используются разные схемы учета (п. 302 Инструкции № 157н).

Обратите внимание: доходы будущих периодов — это пассив, они уменьшают финансовый результат, а затраты предстоящих периодов — актив, они его увеличивают.

На конкретных примерах

Пример 1. Научными сотрудниками Института тяжелых металлов была разработана «Электронная энциклопедия изотопов».

В декабре текущего года неисключительные права на данный программный продукт были предоставлены другой организации на один год. Стоимость составила 36 000 рублей (НДС не облагается).

Институт получил указанную в договоре сумму полностью и отнес ее к коммерческой, приносящей доход деятельности.

Операции, связанные с предоставлением неисключительных прав, в том числе с учетом доходов будущих периодов, будут отражены записями:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражена сумма дохода за предоставление неисключительных прав2 205 30 5602 401 40 13136 000
Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства как оплата неисключительных прав2 201 11 5102 205 30 66036 000
Списана месячная часть доходов будущих периодов за предоставление неисключительных прав (запись делается в конце декабря текущего года)2 401 40 1312 401 10 1313 000 (24 000 руб. / 12 мес.)

В результате всех операций на 1 января года, следующего за отчетным, на счете 0 401 40 000 возникает кредитовое сальдо, отражаемое в строке 620 (624) баланса в сумме: 36 000 — 3 000 = 33 000 руб.

Пример 2.

Муниципальное бюджетное учреждение «Воткинский колледж» 22 ноября 2017 года внесло оплату в размере 6 000 рублей в счет оплаты договора ОСАГО на автомобиль, находящийся в собственности учреждения.

Деньги были взяты из средств от коммерческой деятельности. Срок действия страховки с 01.12.2017 по 30.11.2018. В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Перечислены денежные средства страховой компании2 206 26 5602 201 11 610ЗБ 186 000
Приняты к учету расходы по страховке2 401 50 2262 302 26 7306 000
Списана предварительная оплата2 302 26 8302 206 26 6606 000
Отражено ежемесячное отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат2 401 20 2262 401 50 226500(6 000 руб. / 12 мес.)

И в заключение

Учреждение обязано проводить инвентаризацию денежных средств, в том числе доходов и расходов будущих периодов. Чаще всего ее проводят раз в год — перед составлением годовой отчетности.

Проверка проводится инвентаризационной комиссией в штатном порядке: с изучением первичных документов, проверкой их на соответствие реальным затратам, фиксацией результатов.

По итогам инвентаризации комиссия заполняет Акт о результатах инвентаризации (форма 0504835), где отмечает общую сумму расходов за отчетный период, расхождения между планом и фактом. Документ составляется в двух экземплярах, один остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию.

Своевременная инвентаризация доходов и расходов будущих периодов позволит бухгалтеру разграничить эти виды расчетов с авансами, резервами на будущие расходы и иными суммами.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1607

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Как вести учет доходов и расходов в бюджетном учреждении

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений.

Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Разница проявляется в нюансах – методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами.

В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства.

Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия. 

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы – образование, медицина, культура и досуг и т.д.

Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ.

Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег. 

Важно!

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов.

Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом.

Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы с отчетностью в бюджете описаны в официальном документе: едином Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений №174н и Инструкции к нему.

Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, прописанные в данном приказе, позволяют унифицировать работу всех учреждений и сделать процесс учета государственных денег максимально прозрачным. 

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 – код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег.

План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми.

Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Важно!

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н вносит ряд дополнений к Приказу №174н, в частности, расширяет количество счетов. Последние изменения следует учитывать при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций. Смотрите таблицы типичных проводок в бюджетном учреждении:

Важно!

Проводки в бухгалтерском учете бюджета должны учитывать главный нюанс: в одной проводке нельзя использовать счета с различными источниками финансирования. В частности, недопустимо смешивать деньги, поступившие от государства и средства от собственной коммерческой деятельности. Данные счета принадлежат к двум различным сметам.

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2018

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета. В 2018 году было введено 5 стандартов. C 2019 будут действовать еще 5 новых Федеральных стандартов. Подробнее про них читайте на портале.

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы.

К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции.

Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах.

Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами).

Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии).

Эти же лица несут ответственность перед государством.

Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения:

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

Скачать ф. 0503730 Баланс

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Важно!

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102729-buhgalterskiy-uchet-v-byudjetnyh-uchrejdeniyah

Учет затрат в бюджетных учреждениях

Как вести учет доходов и расходов в бюджетном учреждении

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

В пункте 134 Инструкции № 157н указано, что распределение накладных расходов осуществляется пропорционально показателям, характеризующим результаты деятельности учреждения (прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки и т. п.). В состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения (п. 138 Инструкции № 157н).

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

В соответствии с пунктом 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы.

Порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики (п.

134 Инструкции № 157н).

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

Пример

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности.

Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий.

Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

Далее приведем отдельные статьи расходов, подлежащие распределению при планировании финансово-хозяйственной деятельности:

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице ниже.

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Налоговый учет

Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль – нормам главы 25Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

В соответствии с пунктами 17, 49 статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, согласноподпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе нормамипункта 1 статьи 272.

Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Источник: http://lawedication.com/blog/2013/09/15/uchet-zatrat-v-byudzhetnyx-uchrezhdeniyax/

Тема 2 учет доходов и расходов

Как вести учет доходов и расходов в бюджетном учреждении

  1. Сущность финансирования

  2. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

  3. Порядок и бухгалтерский учетфинансирования бюджетных учреждений

  4. Учет доходов общего фонда и собственных поступлений

  5. Учет расходов бюджетных учреждений

2.1 Сущность финансирования

Всоответствии с действующим законо­дательствомдеятельность бюджетных учрежденийосуществляется за счет средств,поступающихиз бюджета, и дополнительных доходов,получение которых разрешеноза­конодательствомУкраины.

Бюджетныеучрежденияфинансируют­ся непосредственно изгосударственного илиместного бюджета. Бюджетноефи­нансирование —это выделение средств из бюджета(государственного или местного) враспоряжение руководителей учрежденийиорганизаций на осуществление расходов,предусмотренныхбюджетом.

Основныепринципы построения бюд­жетной системыУкраины, ее структура, правовыеосновы функционирования опре­деленыв Бюджетном кодексе Украины от 21.06.2001г. № 2542-111 (БКУ).

Финансированиебюджетных учрежденийосуществляется с соблюдением следующихосновныхпринципов:

1.Финансирование осуществляется впределах ассигнований, предусмотренныхсметойбюджетного учреждения.

Выделениесредств из бюджета на содержаниебюджетных организаций осуществля­етсятолько при наличии утвержденной сметыдоходови расходов бюд­жетногоучреждения и плана ассигнований.Расходова­ниебюджетных средств без утвержденной вустановленном порядке сметы бюджетногоучрежденияне допускается.

2.При финансировании следует обяза­тельнособлюдать принцип целевого исполь­зованиябюджетных средств.

Всоответствии с этим принципом бюд­жетныеучреждения имеют право брать обя­зательстваи использовать бюджетные сред­ствана цели и в пределах, установленныхсметами и планами ассигнований.

Например,полученные для выпла­ты заработнойплаты, должны использовать исключительнона эти цели, а не расходовать на покупкуматериалов или канцелярских принадлежностей.

3.Бюджетное финансирование носитбезвозмездный характер

Согласноэтому принципу суммы, выде­ляемые избюджета, возврату не подлежат. Данныесуммы поступают в полное распо­ряжениебюджетных организаций и исполь­зуютсяна покрытие расходов, предусмот­ренныхсметой.

2.2 Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Учрежденияи организации, содержащие­ся за счетсредств бюджетов, для обеспечения своейдеятельности и выполнения возло­женныхна них функций составляют сметудоходов и расходов.

Основнымдокументом, регламентирующим вопросысоставления и исполнения смет бюджетныхорганизаций, является Порядок № 228.

Сметабюджетного учреждения— основ­ной плановый документ,предоставляющий полномочия бюджетнойорганизации по по­лучению доходов иосуществлению расходов, определяющийобъем и направление средств для выполненияими своих функций и дос­тижения целей,определенных на год в со­ответствиис бюджетными назначениями, установленнымизаконом о Государственном бюджетеУкраины или решением о местном бюджете.

Бюджетноеназначение –полномочие, предоставленное главномураспорядителю бюджетных средств БКУ,законом о Государственном бюджетеУкраины или решением о местном бюдже­те,имеющее количественные и временныеограничения и разрешающее предоставлятьбюджетные ассигнования.

Неотъемлемойчастью сметы является, планассигнований, представляющийсобой помесячное распределениеассигнований, утвержденных в смете дляобщего фонда.

Формасметы и плана ассигнований утвержденаПриказом МФУ № 57.

Всоответствии с Порядком № 228 сме­тыподразделяются на:

  • индивидуальные

  • сводные

  • сметы на централизованные ме­роприятия

Индивидуальнуюсмету составляеткаждая бюджетная организация ипредоставляет не­посредственно своейвышестоящей организа­ции. При этоминдивидуальные сметы состав­ляют всебюджетные учреждения, независимо оттого, ведут они учет самостоятельно илиобслуживаются в централизованнойбухгал­терии по каждой выполняемойфункции.

Кромесметы, бюджетные организации составляют:

  • план ассигнований общего фонда бюджета,

  • планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета,

  • планы специального фонда по каждой выполняемой бюджет­ной программе (функции).

  • планы использования бюджетных средств и индивидуальные помесячные пла­ны использования (для высших учебных заведений и научных учреждений)

Сводныесметы, представляютсобой свод показателей индивидуальныхсмет, распорядителейбюджетных средств более низкого уровня,которые составляются главнымраспоряди­телембюджетныхсредств для представления Минфину,Министерству финансов АРК, местнымфинансовым органам и органамГосказначейства. Сводные сметы неутверждаются.

Сметана централизованные мероприятиясоставляетсяминистерством, ведомством, органомисполнительной власти или местногосамоуправления для финансированиярас­ходов на разовые мероприятия(например, совещания, конференции и т.п. мероприя­тия).

Сметабюджетной организации состоит из двухчастей: общего и специального фонда.

Общийфонд сметы включаетв себя поступ­ления из общего фондабюджета и распреде­ление расходов,составленное в соответствии с полнойэкономической классификацией расходовдля выполнения бюджетной организациейосновных функций.

Специальныйфонд сметы включаетпоступления из специального фондабюджета на конкретную цель и ихраспределение, составленное в соответствиис полной эконо­мической классификациейна осуществление расходов согласнозаконодательству, а также на реализациюприоритетных мероприятий, связанных свыполнением данной организа­циейосновных функций.

Крометого, общий и специальный фонд сметысостоят из доходной и расходной частей.

Вдоходнойчасти сметыуказываются планируемые объемыпоступления средств, которыепредусматривается направить на покрытиерасходов учреждения.

Врасход­нойчасти сметы указываетсяобщая сумма расходов, которые запланированоосущест­вить в течение года даннойбюджетной ор­ганизацией, с распределениемих по кодам экономической классификациирасходов утвержденной приказом МФУ №604.

Бюджетнаяклассификация представляетсобой единую систематизированнуюгруппи­ровку доходов, расходов (в томчисле креди­тования с учетом погашения)и финансиро­вания бюджета по признакамэкономической сущности, функциональнойдеятельности, организационного устройстваи другим при­знакам.

Расходыбюджета клас­сифицируются по:

  • функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная клас­сификация расходов и кредитования бюд­жета);

  • экономической характеристике опера­ций, при проведении которых осуществля­ются эти расходы (экономическая класси­фикация расходов);

  • признакам главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная класси­фикация расходов);

  • видам кредитования (классификация кредитования бюджета);

  • бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования).

Вэкономической классификации расходовприведено четкое разграничение расходовпо экономическим признакам с детальнымраспределением средств по их предметнымпризнакам (заработная плата, начисления,все виды хозяйственной деятельности,вы­платы населению и др.).

(Ознакомиться сэкономической класси­фикацией расходов « Разъясненияпо применению экономической классификациирасходов бюджета» , утвержденыприказом Государственного казначействаУкраины от 04.11.04 г. № 194 (в редакции от10.11.08 г. № 482)

Расходыполучателей бюджетных средствосу­ществляются по следующим кодамэкономической классификации расходов:

Текущиерасходы:

1171 “Исследования и разработки, отдельныеме­роприятия развития по реализациигосударствен­ных (региональных)программ”:

1172″Отдельные мероприятия по реализациигосударственных (региональных) программ,не отнесенные к мероприятиям развития”:

1310 “Субсидии и текущие трансферты предпри­ятиям(учреждениям, организациям)”:

Капитальныерасходы:

2410″Капитальные трансферты предприятиям(учреждениям, организациям)”.

Текущиерасходы — расходыбюджетов, направ­ляемые на выполнениебюджетных программ и обеспечивающиетекущее функционирование бюджетныхучреждений, проведениеисследова­ний, разработок, мероприятийи предоставление текущих трансфертовнаселению и предприятиям (учреждениям,организациям).

Капитальныерасходы — платежис целью при­обретения необоротныхактивов (втом числе зем­ли, нематериальныхактивов и т. п.

), стратегичес­ких ичрезвычайных запасов товаровнеоплатные платежи, которые передаютсяполучателям бюд­жетных средств сцелью приобретения, модерни­зации,строительства, расширения, реконструкции,реставрации ит. п.

подобных активов, компенсациипотерь, связанных с разрушением илиповрежде­нием необоротных активов.

Капитальныетрансферты — этонеоплатные односторонние платежиорганов управления, ко­торые не ведутк возникновению или погашению финансовыхтребований.

Онипредусмотрены на приобретение капитальныхактивов, компенса­цию потерь, связанныхс повреждением основного капитала, илиувеличение капитала получателейбюджетных средств.

В эту категориювключают­ся также трансфертные платежипредприятиям для покрытия убытков,аккумулированных ими в течение рядалет или возникших в результа­течрезвычайных обстоятельств.

Капитальнымитрансфертами считаются неоплатные,безвоз­вратные платежи, которые носятединоразовый и нерегулярный характеркак для предоставителя (донора),так идля их получателя (бенефициа­ра).Денежные средства, которые выделяютсяиз бюджета как капитальные трансферты,имеют целевое назначение.

Субсидии— всенеоплатные текущие выплаты предприятиям,которые не предусматривают ком­пенсацииввиде специально обусловленных вы­платили товаров и услуг в обмен на проведенныеплатежи, а такжерасходы, связанные с возмеще­ниемубытков государственных предприятий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5125682/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.