+7(499)495-49-41

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Содержание

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору – незаконной!

Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!

Документ:

Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления”

Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.

Инструкцией:

– отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, 
– введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

– для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов – в течение одного рабочего дня;

– отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

– приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Как поставить контракт на учет

Таким образом, Инструкция устанавливает новые правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Вместо паспортов сделки будет учет экспортных контрактов в банке. Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:

– общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
– реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).

Банк должен будет зарегистрировать контракт и присвоить ему уникальный номер.

Однако не все контракты надо будет регистрировать. В главе 4 Инструкции указаны виды договоров, которые потребуют регистрации. Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров – 3 млн.рублей, для экспортных договоров – 6 млн.рублей.

Новый документ содержит еще очень много нового, в частности, отменены справки о валютных операциях, хотя представлять документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, всё равно придется.

Кроме того, Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.

Паспорт сделки с 2018 года

Компания больше не будет представлять в банк Справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета.

Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.

Упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций. Для проведения валютных операций по-прежнему, необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт, он ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера.

В Инструкции 181-И вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции).

Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой Инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера.

После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета.

Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.

При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк Справку о подтверждающих документах и сами эти документы.

Отдельная глава проекта Инструкции 138-И посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств.

Компании, осуществляющие валютные операции, должны будут присваивать операции код вида валютной операции.

Общий вывод из всех нововведений, что хотя и валютный контроль не упростится, но механизм взаимодействия компаний и банков станет проще. Кроме того, исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.

Таким образом, 

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.

2017 N 427-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон N 427-ФЗ), изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц – резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Законом N 427-ФЗ, в частности, вводится новая редакция подпункта “а” пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон N 173-ФЗ), предусматривающая распространение понятия “валютный резидент” на всех физических лиц – граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

С 1 января 2018 года физические лица – резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее – отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц – резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.

Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц – резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.

Указанные изменения, согласно части 2 статьи 2 Закона N 427-ФЗ, распространяются, в том числе, на период 2017 года.

Законом N 427-ФЗ в абзац третий части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц – резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

Кроме того, Законом N 427-ФЗ расширен содержащийся в части 5.

1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц – резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц – резидентов за пределами территории РФ транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Согласно новой редакции абзаца второго части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, физические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.

Законом N 427-ФЗ внесены изменения в пункт 14 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории РФ; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!

Источник: http://Advokatorium.com/index.php/ru/news/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_s_2018_goda

Отменяется паспорт сделки с 2018 года

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Ломакина Евгения Витальевна
Ведущий юрист

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г.

№181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ).

Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г.

№181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

Как указывает Пресс-служба Банка России, новая Инструкция «направлена на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций» .

При этом отмечается, что Инструкция отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, увеличивает значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, до 6 млн рублей и отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях. Кроме того, документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по договорам (контрактам), сумма обязательств по которым в эквиваленте составляет не более 200 тысяч рублей.

Итак, новая Инструкция Банка России действительно вводит ряд новшеств, которые, однако, на наш взгляд, направлены не столько на либерализацию, сколько на модернизацию действующих правил осуществления валютного контроля. Основные нововведения Инструкции состоят в следующем:

1. Отменяется необходимость представления банку справок о валютных операциях

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.

При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется.

Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей.

Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.

2. Прекращается оформление паспортов сделок; вместо этого уполномоченные банки производят учет внешнеторговых контрактов и кредитных договоров

По существу, учет контрактов уполномоченными банками преследует ту же самую цель и имеет те же последствия, что и действующие паспорта сделок. Учет контрактов осуществляется путем присвоения им уполномоченными банками уникальных номеров.

Обязательному учету подлежат внешнеторговые контракты и кредитные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым равна установленным пороговым значениям или превышает их: 3 млн рублей – для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей – для экспортных контрактов. Перечень договоров, в отношении которых обязателен учет, не изменился в сравнении с действующей инструкцией.

Для постановки контракта на учет резидент должен представить в уполномоченный банк копию такого контракта или выписку из него, содержащую следующие сведения:

  • вид экспортного контракта (исходя из 5-ти категорий, предусмотренных в Приложении 4 к Инструкции);
  • дата, номер контракта (при наличии);
  • валюта контракта;
  • сумма обязательств по контракту;
  • дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту (наименование, страна).

Банк осуществляет учет контракта не позднее следующего рабочего дня после представления ему указанных сведений.

При этом если в момент постановки контракта на учет имеется только его проект, а сам контракт ещё не подписан сторонами, то возможно осуществление учета на основании проекта. В этом случае сам контракт (его заверенная копия) должен быть представлен не позднее 15 рабочих дней со дня его подписания.

Инструкция предусматривает сроки постановки контрактов на учет:

  • при списании денежных средств в пользу нерезидента – не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств;
  • при зачислении денежных средств от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
  • при вывозе (ввозе) товаров – не позднее даты подачи таможенной декларации (или срока для представления справки о подтверждающих документах – при отсутствии требования о таможенном декларировании).

Кроме того, в Инструкции предусмотрены правила о снятии контрактов с учета и внесении изменений в сведения о контрактах, а также изложен порядок действий в случаях исполнения обязательств по контракту третьим лицом и уступки третьему лицу требований (перевода долга) по контракту.

Также стоит отметить, что с даты вступления в силу новой Инструкции существующие паспорта сделок будут автоматически закрыты уполномоченными банками, а соответствующие контракты считаются поставленными на учет в установленном порядке. При этом номер паспорта сделки по такому контракту считается его уникальным номером для целей постановки на учет, и дальнейшее обслуживание контракта осуществляется в соответствии с новой Инструкцией.

Преимуществом новой Инструкции является, на наш взгляд, удачная техника изложения материала. По сравнению с документом-предшественником, новая Инструкция относительно проста в восприятии, что само по себе, в общем-то, можно рассматривать как некоторую либерализацию в отношении участников оборота.

Тем не менее, в целом Инструкция не вносит принципиальных изменений в положение российских импортеров и экспортеров.

Напротив, уточнение и обновление порядка осуществления валютного контроля может говорить о том, что государство намерено повысить эффективность такого контроля и совсем не стремится освободить резидентов от существующих валютных ограничений.

Данная тенденция прослеживается и в тех изменениях, которые внесены в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ (изменения вступают в силу с 14 мая 2018 года). В частности, скорректированы формулировки части 1.

1 статьи 19 и части 5 статьи 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно измененной редакции части 1.

1 статьи 19, резиденты должны представлять уполномоченным банкам точные сведения о сроках исполнения обязательств нерезидентами (получения валютной выручки) согласно условиям контракта (в отличие от «ожидаемых максимальных сроков» согласно действующей редакции).

В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 23, банки вправе отказывать в осуществлении валютных операций не только в случаях непредставления резидентом необходимых документов, но также и в иных случаях, когда проведение валютной операции нарушит требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, этим же Федеральным законом вносятся изменения в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения валютного законодательства.

Таким образом, последние тенденции в изменении валютного законодательства свидетельствуют отнюдь не о либерализации, а, напротив, об усилении и повышении эффективности валютного контроля.

Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, по-прежнему стоит с вниманием относиться к соблюдению требований валютного законодательства и учитывать связанные с этим риски при заключении контрактов.

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/pokoy_nam_tol_ko_snitsya/

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: https://kontur.ru/articles/5161

Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, “валютным резидентом” признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ – п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операцийк предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам – ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году – следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что “валютные операции между резидентами запрещены”.

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.

Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”).

В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетовк проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам – резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней – ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ – п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица – резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного годаследующего за таким истекшим календарным годом – ч.8 ст.12 Закона

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.

Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г.  срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.

(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.

данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации – п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к “норме о 183 днях” – как следует из п.14 ч.4 ст.

23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году – они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.

Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.  

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ – абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства – абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица – резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ  с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова “не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ”)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается “налоговым органом по месту учета”. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) – налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества – налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента – физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии – абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента – абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227

Дайджест по изменениям валютного законодательства-2018

Изменения в валютном регулировании с 2018 года

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП. 

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И«О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г.)

Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях. Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции.

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банкистатистическую форму учета перемещения товаров(установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено.Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).

Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контрактупо официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;

ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено. Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции(приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам(контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.

1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).

Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.

25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.

25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация.

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.

Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года.

Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году.

В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

Первую отчетность о счетах клиентов-нерезидентов РФ планируют увидеть до 31 июля 2018 года.

Источник: http://bishelp.ru/business/daydzhest-po-izmeneniyam-valyutnogo-zakonodatelstva-2018

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.