+7(499)495-49-41

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Содержание

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Аудит – это независимая проверка и получение результатов оценки касательно деятельности предприятия. Аудит расчетов с сотрудниками по оплате работы – это трудоемкий процесс, предполагающий работу сразу с множеством типов операций. Однако такая процедура проводится в обязательном порядке в любой крупной организации.

Цели и задачи проверки

цель аудита – определение соответствия используемой предприятием методики бухучета касательно оплаты труда законам страны. Производится сверка фактического положения дел в компании с нормативными бумагами, постановлениями, актами, внутренней документацией.

Рассмотрим задачи проверки:

  • Контроль над исполнением закона касательно начисления зарплат, удержаний платы, а также отражений всех операций в бухучете.
  • Установление достоверности проведенных операций по оплате труда и их фиксации в бухучете.
  • Сравнение сведений из аналитического и синтетического учета.
  • Установление законности оформления сотрудников на предприятии.

Аудиторский анализ основывается на таких документах, как:

  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых распределяются прибыли.
  • Приказы.
  • Личные карточки сотрудников.
  • Трудовые договоры.
  • Табели по организации времени.
  • Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность.
  • Расчетные и платежные ведомости.
  • Лицевые счета.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Регистры для учета.

При проведении проверки могут использоваться все документы, связанные с трудовыми взаимоотношениями. Потребуется комплексный аналог бумаг. К примеру, сложно осуществить полноценный аудит на основании одних лишь трудовых договоров. Нужны бумаги, которые указывают на фактическую оплату труда.

Методика проведения

При осуществлении проверки проводится инспектирование бумаг:

  • Проверка законности учета рабочего дня.
  • Установление законности составления платежной документации.
  • Установление правомерности учета депонированной зарплаты.

Аудитором производится также проверка сумм выданных зарплат путем расчетов. В частности, осуществляются следующие мероприятия:

  • Установление обоснованности начислений. Все зарплаты должны быть выплачены в полном объеме. Сотрудникам производятся начисления за сверхурочную работу, труд в ночное время, выходные дни.
  • Проверяется полнота отчислений по дополнительным зарплатам: выплаты по листу о временной нетрудоспособности.
  • Проверяется полнота расчета общего дохода.

В рамки процедуры включена проверка обоснованности льгот по налогам. Проверяется законность налоговых вычетов, обоснованность использования ставок по налогам. Также аудитор устанавливает законность удержаний, произведенных по исполнительному листу. Одна из самых трудоемких задач – проверка соответствия показателей бухучета и регистров.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

Основные этапы аудита расчетов с сотрудниками

Процедуру проверки предприятия можно подразделить на следующие этапы:

  1. Ознакомительный. Сначала аудитор осуществляет проверку правомерности оформления работников. У каждого из сотрудников должен быть трудовой договор или договор гражданско-правового типа. Аудитору нужно проверить правильность оформления документов. В них должны быть указаны все необходимые данные. Условия сотрудничества с предприятием не должны противоречить ТК.
  2. Основной. На данном этапе осуществляется соответствие сведений синтетического и аналитического учета. При этом проводится проверка сальдо, сопоставляются фактически выданные зарплаты и дебетовые обороты. Затем рассматривается законность начисления плат по кредитовому счету 70. Аудитор должен учесть порядок начисления зарплат: стандартный или сдельный. Сотрудников на предприятии обычно много, а потому проверить законность деятельности в отношении каждого работника невозможно. Выполняется выборочная проверка в отношении каждого из сотрудников. На этой стадии проводится обоснованность начисления доплат, премий. Аудитор должен проверить, что имеющийся долг перед сотрудниками отражен в строке 622 баланса. Важно подтвердить законность заполнения корреспонденции в бухучете.
  3. Заключительный. По завершении проверки составляется аудиторский отчет. Он должен быть подтвержден рабочей документацией, которая также составляется аудитором.

ВАЖНО! При осуществлении проверок нужно учесть особенности фиксирования выплат. Деньги считаются выплаченными работнику только после того, как они фактически получены им. Средства не считаются выплаченными в случае, если произошла отправка расчетных бумаг в банковское учреждение.

ВНИМАНИЕ! Нарушением считаются счетные ошибки, допущенные бухгалтером. К примеру, специалист ошибочно дважды начислил зарплату. Все ошибки можно исправить сразу после нарушения. Если они не были исправлены самим бухгалтером, то это будет считаться нарушением.

Выводы

  • Итоги аудиторской проверки многое дают предприятию.
  • Наличие сведений о нарушениях позволяет своевременно их исправить, наладить законное функционирование компании.
  • Однако не всегда аудит дает нужные результаты. К сожалению, полностью законная работа предприятия в России – это не так просто. Пару ошибок можно обнаружить в любой компании. Однако они не должны быть крупными и систематическими.
  • Если сама основа предприятия не является законной, вряд ли оно сможет работать долгие годы.
  • Сознательные нарушения влекут за собой штрафы, порчу деловой репутации.
  • На данный момент не все компании имеют полное представление обо всех нюансах законной деятельности. Работники также не осведомлены о своих правах.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/audit-raschetov-s-personalom/

Аудит расчётов по оплате труда

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Цель аудита – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.

В свете данной цели могут решаться следующие задачи:

  1. оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом;
  2. оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
  3. оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
  4. проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
  5. проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по единому социальному налогу.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита».

Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации включает:

  1. аудит оформления первичных документов;
  2. аудит системы начислений заработной платы;
  3. аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;
  4. аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
  5. аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды и единый социальный налог.

Подготовка рабочей документации аудита

Цель подготовки рабочих документов – это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Федеральным стандартом аудита № 2 «Документирование аудита» предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов.

Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.

Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора.

Методы получения аудиторских доказательств

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

  • проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
  • проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
  • устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
  • проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

Планирование объема аудита

При составлении плана и программы аудита расчетов с персоналом аудитор должен обратить внимание на характер и специфику деятельности предприятия и соответствующие законодательные моменты регулирования начислений и удержаний.

Основные направления законодательного регулирования расчетов с персоналом по оплате труда можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • прием на работу;
  • увольнение сотрудников;
  • начисление и выплата заработной платы;
  • удержания из заработной платы;
  • депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
  • предоставление отпуска;
  • оплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • прочие вопросы по начислениям и выплатам, приравненным к заработной плате.

Начисление и выплата заработной платы

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=20119

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда – Курсовая работа – Материалы для студентов

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Сущность аудита и его место в системе контроля.

       1.2  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

  1. Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства  расчетов с персоналом по оплате труда
  2. Проверка соблюдения законодательства о труде и документального оформления трудового соглашения
  3.  Проверка начислений  и расчетов с персоналом по оплате труда
  4. Проверка начислений сумм премий и материальной помощи

Глава3.Ситуационные задачи

Заключение

Список используемой литературы

Введение

При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда, складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда.

Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений, теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются трудовой и коллективный договора. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

Постоянно вносятся изменения в нормативную базу, касающуюся оплаты труда, удержаний из нее и начислений на оплату труда. Поэтому бухгалтеру необходимо быть всегда информированным в сфере Законодательных актов РФ.

Неправильный учет оплаты труда, начислений и удержаний приводит к искажению бухгалтерских данных, исчислению неверной налоговой базы, для определения налогов и взносов и соответственно возникают проблемы с работниками, налоговыми органами, пенсионным фондом, фондом социального страхования и другими органами исполнительной власти.

Достоверность данных учета и основанная на нем информация имеет большое значение, как для государства, так и для собственника предприятия. Здесь возникает необходимость в аудиторской проверки организации оплаты труда на предприятии.

Аудит оплаты труда – представляет собой проверку достоверности отражения операций по оплате труда, сверку с данными бухгалтерской отчетности, соблюдение норм Трудового законодательства, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, отдельных Федеральных законов РФ, положений по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, применение унифицированных форм в учете труда и заработной плате.

Цель аудита расчетов по оплате труда – составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;

– перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;

– дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;

– раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;

– рассмотреть методику проверки расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом , Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования).

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок учета труда и заработной платы, а также порядок исчисления и уплаты единого социального налога, действующим в настоящее время.

Глава 1 Организация аудита в современных рыночных условиях

  1. Сущность аудита и его место в системе финансового контроля

         Аудит- это процесс, посредствам которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации поддающейся количественной оценке и относящейся кспецифической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериями.

         Аудитподразделяется:на внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим нааудируемой фирме никаких интересов.Клиентонезависимость эксперта-аудитора является главным отличительным качеством внешнего аудита.

Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля нагос. предприятии. На первом этапе это подтверждение отчетности , далее оказание сопутствующих услуг. В соответствии с международными нормативами к сопутствующим аудиту работам относятся подготовка обзоров, связанных с нефинансовой информацией (эффективность функционирования внутреннего аудита, компьютерной системы и т.д.)

Внутренний аудит осуществляетсяспециальным структурным подразделением предприятия или его работниками, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающие в его штате.

Внутренние аудиторы помимо основной деятельности- совершенствования системы учета и внутреннего контроля на предприятии, могут выполнять и специальные задания руководства предприятия.

масштабах работ внутренний аудит подразделяют на:

а)общий -по всем вопросам аудита фирмы в целом,

б)локальный-по всем направлениям аудита (технологии, бух. учет и т.д. ).

Внутренний аудит в соответствии с международными нормативами “Использование результатов работы внутреннего аудитора”( июль 1992 г.) осуществляется по таким направлениям:

  • анализ системы учета внутреннего контроля;
  • изучение бухгалтерской и оперативной информации;
  • оценка качества информации;
  • разработка проектов управленческих решений;
  • проведение стратегического анализа;
  • разработка финансовых прогнозов.

Внутренний аудитпрактически только создается, приходя на смену внутриведомственному контролю.

Существует два основных вида аудита: обязательный и инициативный аудит. 

Обязательный аудит – в обязательном порядке ежегодно проводится организациями , в соответствии с требованиями Закона РФ от 29.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В Этом случае используется термин «обязательный аудит».

Инициативный (добровольный) аудит -осуществляется по желанию Заказчика для обеспечения достоверности финансовой отчетности, ведения бухгалтерского и налогового учета, отдельных участков бухгалтерского и налогового, а также оценку и финансовое состояние организации. Также инициативный аудит рекомендуется проводить при смене собственника организации или изменении состава учредителей.

Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Выделяют следующее виды финансового контроля:

  1. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный;
  2. В зависимости от объекта – на внутренний и внешний;
  3. В зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит);
  4. В зависимости от времени проведения на предварительный контроль – осуществляется до принятия управленческих решений и до совершения хозяйственных операций, носит профилактический характер. Объектами такого контроля являются: бизнес-планы, различные проектно-сметные документации, сметы документов на выдачу денежных средств, отпуск продукции. Цель данного контроля: предупреждение незаконных действий должностных лиц, экономически нецелесообразных хозяйственных операций; текущий (оперативный) контроль – организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций; последующий – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Субъекты последующего контроля: налоговые органы, таможенные органы, аудит.
  5. В зависимости от источников информации на документальный – предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, совершения учетных регистров и отчетности; фактический – это установление количественного и качественного состояния проверяемого объекта путем обследования, осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки. Объектами фактического контроля являются: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами.

В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации.

В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам и сборам, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

 1.2  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. На данном этапе происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ включает в себя 5 основных уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30.12.2008N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”.

Закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В Законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций. Закон дал понятие аудиторской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов аудиторской деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов. Закон отменяет институт лицензирования аудиторской деятельности и вводит общие требования к предмету аудиторской деятельности и порядку оказания аудиторских услуг. В частности, аудиторам прямо запрещено заниматься деятельностью, не указанной в Федеральном законе от 30.12.2008N 307-ФЗ. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании обязаны вступить в организации, минимальная численность которых должна составить 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых работают не менее трех аудиторов. Данным саморегулируемым организациям передаются контрольные функции по осуществлению надзора за качеством работы аудиторов, по повышению их квалификации и по ведению реестра аудиторов и аудиторских компаний.

При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

ЗаконN 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу Совета. Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются (п. 5 ст. 16 ЗаконаN 307-ФЗ):

– 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– 2 представителя уполномоченного федерального органа;

– 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности;

– 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

– 1 представитель от Центрального банка РФ;

– 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.

Источник: http://heapdocs.com/files/kursovaya_po_auditu_bashirova_r_m

Курсовая работа: Аудит расчетов с персоналом по оплате труда на примере ЗАО Альфа

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ленинградской области

Государственный интститут экономики, финансов, права и технологии

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета и статистики

Курсовая работа

на тему:

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

(на примере ЗАО «Альфа»)

Выполнила: студентка 5 курса

экономичского факультета

161 группы

Ильина В.А.

Проверила: Швец О.В.

Гатчина

2010

Введение… 3

1 Теоретические аспекты организации аудита заработной платы… 5

1.1 Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений на предприятии… 5

1.2 Методика проверки основных комплексов работ… 10

1.3 Оформление результатов аудиторской проверки… 21

2 Основные этапы проведения аудитоской проверки… 29

2.1 Планирование аудиторской проверки… 29

2.2 Организация аудиторской проверки ЗАО «Альфа»… 36

2.3 Оценка результатов аудиторской проверки ЗАО «Альфа»… 49

Выводы и предложения… 53

Список используемой литературы… 55

Приложения… 57

Введение

На любом предприятии по праву одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета занимает учет труда и заработной платы, так как заработная плата персонала предприятия составляет значительную часть расходов организации, и от того, насколько верно и правильно данные расходы исчислены и отнесены на себестоимость продукции, зависит правильность исчисления конечного финансового результата хозяйственной деятельности организации.

Основная задача аудита расчетов с работниками по заработной плате — проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Организация учета и аудита заработной платы работников является одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия, так как это один из наиболее трудоёмких и ответственных участков работы бухгалтера, и должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплат социального характера. В связи с этим вопросы организации аудиторской проверки на данном участке учетной работы представляются достаточно актуальными, что и определило выбор темы курсовой работы.

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета расчетов по оплате труда, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

· определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета расчетов по оплате труда;

· перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;

· дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;

· раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;

Объектом исследования курсовой работы является Закрытое Акционерное Общество «Альфа» (сокращенное название ЗАО «Альфа»). Основная сфера деятельности предприятия – пассажирские и грузовые перевозки.

Предметом исследования является учет и аудит заработной платы.

Теоретической и методической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам хозяйствования предприятий в рыночных условиях и по вопросам организации бухгалтерского учета и аудита по теме работы. При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по учету и аудиту операций по оплате труда. Широко использованы фактические материалы по учету и отчетности.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассмотрены теоретические основы аудита, во второй главе проведен аудит оплаты труда на примере ЗАО «Волосовоавтотрнс». В заключении описаны итоги проведения аудиторской проверки.

Курсовая работа выполнена на 56 страницах основного текста, содержит 7 таблиц, 1 схему, 21 библиографических источника и 5 приложения.

1.1 Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений на предприятии

Целями трудового законодательства в любом государстве являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Одной из основных задач трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

Трудовым Кодексом Российской Федерации даны понятия таких терминов, как «оплата труда» и «заработная плата».

Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В свою очередь, «заработная плата» — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, понятие «оплата труда» значительно шире чем «заработная плата», и отличается от последнего тем, что предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п. Непосредственно, системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими нормативными документами [3, c.247]:

· в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

· в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) — законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

· в отношении работников других организаций — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, государство, как участник трудовых отношений, устанавливает и гарантирует [2, c.354]:

· величину минимального размера оплаты труда в РФ;

· величину минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ;

· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

· ограничение оплаты труда в натуральной форме (только до 20% от фактически причитающихся к получению сумм заработной платы);

· обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

· государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

· ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;

· сроки и очередность выплаты заработной платы.

Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.

Все остальные условия оплаты труда принимаются по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов [3, c.360].

На расчеты, связанные с заработной платой, и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и так далее, делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.

При этом трудовые отношения регулируются трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

· Трудовым кодексом РФ;

· другими федеральными законами, нормы которых должны соответствовать Трудовому кодексу РФ;

· указами Президента РФ;

· постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

· конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

· актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Иерархию нормативно-правовых документов можно представить в виде четырех уровней:

Первый уровень — законодательный. Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

В Законе представлены основные требования первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.

Источник: https://www.ronl.ru/kursovyye-raboty/buhgalterskij_uchet_i_audit/715378/

Аудит расчетов по оплате труда

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Тонкости отражения отдельных выплат в РСВ

По страховым взносам и Минфин, и ФНС выпустили достаточно много разъяснений. Но хозяйственная жизнь многообразна. И организациям, и ИП бывает неясно, как начислить взносы и заполнить расчет в той или иной ситуации. Об этом мы говорили со специалистом московского УФНС.

→ Бухгалтерские консультации → Аудит

Обновление: 26 июля 2017 г.

Целью проведения аудита являются оценка применяемой бухгалтерией данного предприятия методики в области оплаты труда и выявление ее соответствия действующему законодательству.

Для осуществления проверки правильности организации расчетов в бухгалтерской службе с сотрудниками предприятия по начислению и выплатам денежных сумм по оплате труда проводится аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Задачи проверки

В ходе проведения аудита на данном участке работы бухгалтерской службы осуществляется проверка:

  • правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по учету расчетов по заработной плате;
  • соответствия выполненных операций действующему законодательству;
  • соответствия данных аналитического и синтетического учета по счетам учета расчетов по оплате труда с персоналом;
  • правильности и достоверности расчетов по начислению заработной платы и удержанию из нее;
  • правильности отражения данных в бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерского учета.

Какие документы проверяются

В ходе осуществления данного вида аудита проверке подвергаются документы, подтверждающие расчеты по начислению и выдаче заработной платы, удержания из начисленной заработной платы.

Это такие документы, как положения о премировании и стимулировании, договоры (трудовые и гражданско-правового характера), штатное расписание. Подвергаются проверке приказы, личные карточки работников, наряды, листки временной нетрудоспособности, ведомости выдачи заработной платы.

Проверяются бухгалтерский баланс предприятия, главная книга, учетные регистры, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие учетные регистры подвергаются проверке

В ходе осуществления аудита проверяются учетные регистры по следующим счетам:

  • правильность удержания налогов из начисленной заработной платы – проверяется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • правильность начисления страховых взносов во внебюджетные фонды – проверяются учетные регистры счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с изучением всех субсчетов;
  • правильность начисления и выдачи заработной платы персоналу – проверяются учетные регистры счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • правильность расчетов по прочим операциям – учетные регистры 73 счета «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • правильность расчетов по алиментам – учетные регистры 76 счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Методика проверки

Методика осуществления проверки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Методика проверки

Этап проверки

Сущность этапа
1 этап. Проверка первичной документацииНа данном этапе проверяется правильность оформления бухгалтерской документации по учету рабочего времени, документов платежных и расчетных, неполученной в срок заработной платы, т. е. депонированной.
2 этап. Проверка правильности расчетов сумм по оплате трудаПроизводится арифметическая проверка бухгалтерских документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
3 этап. Проверка обоснованности расчетов по оплате трудаПроверяется, обосновано ли было начисление сотрудникам предприятия выплат по оплате труда. Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок налога на доходы физических лиц, начисления выплат в связи с особыми условиями труда (работа в ночные часы, сверхурочные, праздничные и выходные дни).
4 этап. Проверка обоснованности и правильности расчетов по НДФЛПроизводится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок данного налога, правильности предоставления налоговых льгот.
5 этап. Проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листамПроизводится проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам.
6 этап. Проверка соответствия показателей бухгалтерских счетов данным бухгалтерской отчетностиПроизводится проверка соответствия показателей счетов бухгалтерского учета информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.

В ходе проведения проверки могут быть обнаружены недочеты, нарушения. Среди основных:

  • отсутствие договоров (коллективных и трудовых);
  • нет заявлений сотрудников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
  • имеют место неправомерные включения для целей налогообложения в себестоимость продукции некоторых расходов;
  • выплаты сотрудникам, которые не указаны в трудовых договорах, положениях;
  • в базу для расчета страховых взносов не включаются выплаты за счет собственных средств предприятия.

По итогам проведения проверки сотрудники аудиторской фирмы разрабатывают рекомендации. Разработка рекомендаций направлена на избежание ошибок, которые были выявлены в ходе оценки работы предприятия в области расчетов по оплате труда.

Рекомендации касаются не только методов, которые используют в своей работе сотрудники бухгалтерии по учету труда и его оплаты, но и всей кадровой документации предприятия.

Также читайте:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Источник: http://GlavKniga.ru/situations/s504666

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.