Анализ налоговых рисков ИП с 2017 года

Содержание

Налоговая проверка: камеральная, выездная, встречная

Анализ налоговых рисков ИП с 2017 года

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная.

Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС.

Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля.

Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

Камеральная налоговая проверка (статья 88 Налогового кодекса РФ)Выездная налоговая проверка (статья 89 Налогового кодекса РФ)
Место проведения – ИФНС, материал для изучения – налоговые декларации и другие поступившие документыМесто проведения – территория налогоплательщика. Если помещение для проведения выездной проверки не может быть предоставлено организацией, проверка осуществляется в инспекции
Для осуществления камеральной проверки нет необходимости получать разрешение руководителя налоговой инспекции, налогоплательщик не ставится в известность о начале ее осуществленияВыездная проверка невозможна без соответствующего решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика
Сроки камеральной налоговой проверки – в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или другого документаСрок налоговой проверки выездного характера ограничен двумя месяцами, в случае необходимости он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести.Законодательно запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением некоторых особых случаев
При обнаружении в процессе проведения камеральной налоговой проверки ошибок, противоречий, расхождений или несоответствия сведений налогоплательщику инспекцией направляется требование о представлении в пятидневный срок пояснений или внесении изменений в налоговую декларациюВ заключительный день выездной проверки налогоплательщик получает от проверяющих справку об осуществленной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения
Если требования налоговых органов выполнены неудовлетворительно, составляются акт камеральной налоговой проверки и решение о ее результатахВыездные контрольные мероприятия завершаются составлением акта налоговой проверки в обязательном порядке, даже если никаких нарушений в ходе нее не выявлено

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты. Мы составили подробную инструкцию, как проверить контрагента и избежать претензий со стороны налоговой инспекции и кредиторов.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!

Узнать подробнее >>

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России. План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов.

За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд.

Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Источник: https://www.gd.ru/articles/3556-nalogovaya-proverka

Оценка и управление налоговыми рисками организации

Анализ налоговых рисков ИП с 2017 года

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски по НДС в 2018 году

Риски предприятия по налогу на прибыль

Управление налоговыми рисками

Итоги

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки.

Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2).

Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
  • отсутствие:
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.

Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль).

Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН.

Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, заключая договор, надо:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

  • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
  • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
  • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
  • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб. 

Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

О способах проверки контрагентов читайте в статье «Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?».

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

О доле вычетов, приемлемой для регионов, читайте в материале «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2017-2018 годах?».

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Управление налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

  • организацию работы только с проверенными контрагентами;
  • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
  • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
  • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@).

В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской.

Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

Итоги

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства.

Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль.

Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Источник: http://nalog-nalog.ru/finansovyj_kontrol/ocenka_i_upravlenie_nalogovymi_riskami_organizacii/

Стоит ли бояться налоговых проверок ИП

Анализ налоговых рисков ИП с 2017 года

Налоговая проверка ИП – причина беспокойства многих российских предпринимателей. Причём контрольных мероприятий страшатся не только нарушители, но и законопослушные бизнесмены, потому что сам процесс проверки обычно ассоциируется с чем-то неприятным, вызывающим волнение.

Между тем политика Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) сегодня направлена на отказ от всеобщего контроля и переход к контролю отдельных показателей предпринимательской деятельности, основанному на критериях риска нарушения налогового законодательства.

Далее речь пойдёт о видах и ключевых особенностях налоговых проверок.

Понятие и виды проверок, проводимых ФНС

Органы ФНС на законодательном уровне наделены полномочиями по ведению контроля над добросовестным исполнением индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязанностей (см. налогообложение малого бизнеса в России).

Налоговая проверка (далее – НП) – это одна из форм такого контроля. При проведении этого мероприятия устанавливается корректность расчёта, своевременность и полнота оплаты бизнесменами обязательных взносов в бюджет. В процессе НП фактические данные предприятия, имеющие отношение к налоговому учёту, сопоставляются со сведениями их деклараций, поступивших в ФНС.

Право на осуществление НП закреплено за налоговыми органами ст. 87. Налогового кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, существует два вида проверок: камеральная и выездная. Они отличаются по месту, алгоритму, срокам проведения и объёму правомочий проверяющих лиц.

Полезно прочитать, как осуществляется расчёт налогов ИП в 2017 году. Примеры для общего и специальных налоговых режимов.

На заметку: сроки уплаты налогов ИП в 2017 году.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Особенности камеральной проверки

Камеральная НП производится непосредственно в инспекции ФНС, то есть без нанесения визита налогоплательщику. Это процессуальное действие не требует документального обоснования, то есть специального решения руководителя органа ФНС, и осуществляется уполномоченными инспекторами в соответствии с их должностными обязанностями.

Базой для этого контрольного мероприятия является налоговая декларация, предоставленная индивидуальным предпринимателем в ФНС, а также документы, имеющиеся на ИП у налогового органа. Такая НП проводится в течение трёх месяцев с момента подачи декларации ИП.

Если при НП будут выявлены ошибки, несоответствия, расхождения по данным, указанным в декларации и содержащимся у ФНС, предпринимателю будет направлено официальное требование о предоставлении пояснений. В таком документе указывается причина направления требования, а также срок, за который ИП должен предоставить пояснения или внести исправления. Как правило, срок составляет 5-6 рабочих дней.  

Если по итогам НП будет выявлено налоговое или другое правонарушение либо требование о предоставлении пояснений будет проигнорировано предпринимателем, проверяющие лица составят акт и определят меры ответственности для ИП.

Если же ошибок, несоответствий и признаков нарушения закона выявлено не будет, не будет и акта.

Что нужно знать о выездной проверке

Выездная проверка ИП, в отличие от камеральной, производится на предприятии (в офисе, магазине и т. п.) и только по решению руководителя органа ФНС.

Такая НП может проходить сразу по нескольким налогам, которые уплачивает ИП. Её предметом является соблюдение предпринимателем его налоговых обязательств, законность его действий при расчёте и погашении налогов, сборов и страховых взносов. Объектом НП являются документы, позволяющие определить правильность расчёта и уплаты налогов, применения тех или иных льгот и т. п. К ним относят:

  • налоговые декларации;
  • первичные документы бухгалтерского учёта (счета, накладные, расчётные ведомости, кассовые документы);
  • книги учёта доходов и расходов;
  • банковские документы;
  • налоговые регистры;
  • путевые листы и т. д.

Перечень документов определяется тем, какую систему налогообложения применяет предприниматель.

Объекты проверки ИП на разных налоговых режимах

Так, если ведётся налоговая проверка ИП на УСН, использующем в качестве объекта налогообложения доходы (со ставкой 6%), инспекторы вправе потребовать КУДИР (книгу учёта доходов и расходов) и первичные документы по доходам. Вести учёт расходов ИП не должен, соответственно, и бумаги, подтверждающие расходы предприятия, при осуществлении проверки не понадобятся.

Бизнесмены, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, исчисляют налог, используя физический показатель, установленный для каждого вида деятельности.

Поэтому налоговые проверки ИП на ЕНВД проходят по документам, подтверждающим размер физического показателя.

Например, если ИП продаёт товар в розницу в магазине, проверяющие обычно требуют документы на помещение (договор аренды или свидетельство о собственности/о регистрации права), чтобы определить площадь торгового зала.

Что касается бизнесменов, использующих патентную систему налогообложения (ПСН), они не предоставляют декларацию в ФНС, но обязаны вести Книгу учёта доходов ИП, применяющих ПСН. При проведении налоговой проверки ИП на патенте сотрудники ФНС могут потребовать эту Книгу, первичные документы, отражающие доходы бизнесмена, а также кадровые документы ИП.

Право на использование патента имеют только те предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период не превышает 15 человек.

Если сотрудников становится больше, предприниматель утрачивает это право и обязан подать в ФНС соответствующее заявление установленной формы. То же необходимо сделать, если доход ИП с начала года превысит 60 млн рублей.

Именно поэтому проверяющих интересует всё, что имеет значение при определении доходов ИП и средней численности работников.

Алгоритм проведения и сроки выездной проверки

Максимальный период, который проверяется в рамках этой НП, составляет три года, не считая текущего.

В процессе сотрудники ФНС имеют право проводить следующие контрольные мероприятия:

  • направлять запросы в банк о наличии счетов, проводимых транзакциях, остатке денежных средств и т. п.;
  • вызывать предпринимателя письменным уведомлением в отделение ФНС для предоставления пояснений;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить осмотр помещений ИП, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, а также любых документов, объектов, предметов и территорий, имеющих отношение к предмету проверки;
  • проводить инвентаризацию имущества ИП, если имеются основания предполагать, что у налогоплательщика есть товарно-материальные ценности или основные средства, не отражённые в бухгалтерском учёте;
  • требовать документы, значимые для проведения проверки;
  • требовать документы, касающиеся взаимодействия с проверяемым налогоплательщиком у его партнёров и контрагентов;
  • изымать имеющие значение документы и предметы (только в дневное время и в присутствии понятых);
  • привлекать экспертов и т. д.

Выездная НП может осуществляться сплошным или выборочным способом. Это зависит от степени охвата документов и информации, имеющей отношение к деятельности ИП, которая определяется проверяющими самостоятельно.

Стандартный срок проведения выездной НП – не больше 60 дней. При наличии особых обстоятельств (затопление, пожар и т. п.) этот срок может быть продлён до четырёх или до шести месяцев.

Результаты проверки

Основные задачи контролирующих органов состоят в том, чтобы выявить и пресечь нарушения налогового законодательства (если они имеются) и предупредить налоговые правонарушения.

По результатам проведения контрольных мероприятий должностные лица составляют акт, в котором подробно описывают установленные нарушения и обстоятельства, смягчающие/отягчающие ответственность проверяемого предпринимателя.

В документе отражаются данные о неуплате налогов и сборов.

Инспекторами вносятся предложения о доначислении неисчисленных либо рассчитанных неверно налогов и сборов, начислении пени и привлечении правонарушителя к ответственности.

Полезно узнать, как правильно платить налоги ИП. Периодичность уплаты и сопутствующая отчётность.

На заметку: как заплатить налог ИП онлайн.

Подробная информация о том, кто имеет право на освобождение ИП от налогов с 2017 года. Законный способ снижения налоговой нагрузки.

Как бизнесмену сократить риск проверки

Концепция планирования выездных НП претерпела некоторые изменения за последнее десятилетие. Изменились параметры отбора налогоплательщиков. Теперь ведомство проводит полный всесторонний анализ деятельности предприятий, используя все сведения, поступающие в ФНС из внутренних и внешних источников.

Инспекцией ФНС ежеквартально составляется план проведения выездных НП. Избежать внесения в этот план индивидуальный предприниматель может только в том случае, если его бизнес будет абсолютно прозрачным. Полнота исчисления и уплаты в бюджет обязательных взносов снизят вероятность проведения НП и позволят ИП спокойно работать.

В план НП в первую очередь включаются те субъекты, в отношении которых у налоговых органов имеются основания полагать, что они используют схемы ухода от налогов или незаконные способы снижения налоговой нагрузки.

Что касается внеплановых НП, то спровоцировать такое мероприятие может только особый случай, например, жалоба клиента, возбуждение уголовного дела на ИП и т. п.

Заключение

Как видно из этой статьи, законопослушным предпринимателям, которые вовремя и в полном объёме исполняет свои обязательства перед бюджетом, не стоит бояться никаких проверок. Тем же, кто использует в своей деятельности различные схемы для получения необоснованной налоговой выгоды, стоит серьёзно задуматься.

(средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://mir-biz.ru/nalogooblozhenie/nalogovaya-proverka-ip/

Налоговые риски организации. Оценка, критерии, учет

Анализ налоговых рисков ИП с 2017 года

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.